Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Датский архитектор Ян Гейл: Живой город

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проектировщики обычно строят слишком много общественного пространства и слишком большие объекты. Улицы, бульвары, аллеи, пешеходные зоны, сады, площади, парки и зоны отдыха щедро разбросаны на планах без учета естественной взаимосвязи: какие пространства важны, действительно ли их стоит строить. Почти всегда в результате получается пространство, которое слишком велико для столь малого числа посетителей.

Ничто так красноречиво не говорит о функциональном и эмоциональном качестве жизни и деятельности в общественном пространстве города, как его противоположность - мертвый город.

Живой город посылает дружественные сигналы с обещанием социального взаимодействия. Само присутствие людей говорит о том, какое место чего стоит. Заполненный зрителями театр и почти пустой театр отправляют два совершенно разных сигнала. Один обещает приятное времяпрепровождение в обществе. Второй сообщает о том, что что-то не так.

Живой город и неживой город также отправляют довольно разные сигналы. Чертежи архитекторов, всегда демонстрирующие группу счастливых людей среди зданий (несмотря на реальное качество изображенных проектов), нам также говорят о том, что жизнь в общественных местах - ключ к притягательности города.

Относительно счастливых толп людей, появляющихся на эскизах и в мыслях архитекторов, необходимо четко сказать: на практике не количество людей определяет то, будет ли город живым. Живой город - относительное понятие. Пара на узкой деревенской улочке может с легкостью дать живую, заманчивую картинку. Продуманное место создают не числа, толпы людей и размер города, а ощущение того, что городское пространство приятно и любимо.

Если город должен быть живым, ему нужна разнообразная и полноценная жизнь, где сочетаются отдых и социально активная деятельность с пространством для обязательного пешеходного движения, а также должна быть возможность участвовать в жизни города. Переполненные тротуары, толкающаяся толпа, в которой люди пытаются переместиться из одной части города в другую - это, конечно, не признак хороших условий городской жизни. И хотя дискуссия о живом городе крутится вокруг количества и допустимого минимума участников, качество является таким же важным элементом и подчеркивает необходимость многосторонней мотивации.

У привлекательного города должно быть тщательно продуманное общественное пространство, которое  бы поддерживало процессы, усиливающие городскую жизнь. Одна из важных предпосылок заключается в том, что городская жизнь способа сама себя усиливать.

«Люди приходят туда, где есть люди», - так обычно говорят в Скандинавии. Людей спонтанно вдохновляет и притягивает деятельность и присутствие других людей. Дети видят из окна других детей, играющих на улице, и спешат к ним присоединиться. Сочетание хороших привычек и повседневной рутины, хорошего места и определяющего количества - обязательное условие процессов, которые могут привести к отдельным событиям. Как только процесс начнется, появится положительная спираль, в которой 1+1 быстро будет больше 3.

Что-то происходит, потому что что-то происходит, потому что…

Во многих районах мы видим прямую противоположность - доступное ветрам и неправильно ограниченное городское пространство, всего только с несколькими людьми, разбросанными на большой площади, и несколькими детьми в округе. В таких условиях у людей нет привычки выходить на улицу, потому что позитивные процессы здесь никогда не получат поддержки.

Ничего не происходит, потому что ничего не происходит, потому что…







В большинстве современных районов мало людей и событий, люди далеки друг от друга, а городское пространство так не может стать человечным. Потенциал городской жизни как самоусиливающийся процесс  подчеркивает значение тщательного урбанистического планирования, которое сосредотачивается на новых городских районах и вдыхает в них жизнь.
 
Пример планирования мероприятий и праздников показывает нам принципы концентрации деятельности таким образом, чтобы она дала начало развитию в нужном направлении. Если мы ждем определенное количество гостей, мы должны собрать их в нескольких помещениях на одном этаже. Если где-то людей будет слишком много, обычно это обстоятельство не представляет большой проблемы  - как раз наоборот. Если то же самое мероприятие мы попытаемся «развести» по большему количеству помещений и, может быть, по нескольким этажам, это практически неизбежно приведет к провалу.

Принципы, лежащие в основе успешных мероприятий, можно легко использовать и в современном урбанистическом планировании в местах, где нельзя рассчитывать на большое количество посетителей. Здесь необходимо концентрировать людей и деятельность как раз всего на нескольких пространствах подходящего размера и на одной высоте.

Эти простые принципы последовательно применялись в Венеции с ее тесной городской структурой и толпами пешеходов. И хотя в городе много улиц, улочек и площадей всех размеров, основная структура, казалось бы, проста: она сконцентрирована вокруг ограниченного количества главных улиц, соединяющих главные направления и строгую иерархию крупных и небольших площадей. Весь город построен вокруг простой сети, предоставляющей самые короткие маршруты и немного важного пространства. Если необходимого пространства мало, и пути логично выходят за пределы  требуемых трасс для пешеходов, можно направить усилия на улучшение качества отдельных мест.

Магазины, рестораны, памятники и здания с общественно важными функциями могут быть логичным образом размещены там, куда люди систематически ходят. Расстояния, таким образом, покажутся пешеходу короче, а прогулка станет насыщеннее и богаче. Появится возможность соединить приятное с полезным - и все сделать пешком.

Именно это и есть принципы, которые можно с пользой применять в современном городском планировании. Ключевые понятия для поддержания жизни в городе таковы: густота, прямые и логичные трассы, скромные пространственные рамки и ясная иерархия, определяющая, какие пространства самые важные.

Эти принципы сильно контрастируют с городским планированием, которое практикуется во многих современных городских областях. Проектировщики, как правило, строят слишком много общественного пространства и слишком большие отдельные объекты. Улицы, бульвары, улочки, аллеи, пешеходные зоны, балконы, сады, сады на крышах, дворы, площади, парки и зоны отдыха щедро разбросаны на планах без учета естественной взаимосвязи: какие пространства важны, насколько их действительно имеет смысл строить. Почти всегда в результате получается слишком много квадратных метров и пространство, которое слишком велико для столь малого числа посетителей.

Только на чертежах архитекторов возможно такое, что одинаково небольшое число людей будет одновременно в стольких разных местах. На самом деле все сделано для того, чтобы сломать позитивную спираль, которая здесь действительно никогда не найдет поддержки.

Ничего не происходит, потому что ничего не происходит, потому что…

Автор – датский архитектор и урбанист.