«Реформировать Римскую курию – задача трудная», – говорил несколько дней тому назад бразильский кардинал Клаудиу Хуммес, архиепископ Сан-Паулу, префект Конгрегации по делам духовенства. О необходимости структурной реформы говорилось в дни, предшествовавшие конклаву, когда несколько кардиналов высказались о методах руководсва курией, возглавляемой Тарчизио Бертоне, госсекретарем, выбранным Бенедиктом XVI и подтвержденным Франциском до тех пор, пока не будут сделаны другие распоряжения. Многие брали слово, обвиняя бывшего архиепископа Генуи в том, что он сосредоточил в своих руках слишком большую власть (об этом говорил бразильский кардинал Жуан Брас ди Авис, префект Конгрегации посвященной жизни и обществ апостольской жизни). Другие защищали руководство Святого Престола, как архиепископ Сан-Паулу Одилиу Педру Шерер (в прошлом он был сотрудником Конгрегации по делам епископов в Римской курии). Перемены требуют времени. «Сначала новый понтифик должен подобрать подходящих людей для создания в будущем такой церкви, какой ее видит Папа: с расширенной миссионерской деятельностью, ведущей широкий диалог», – сказал Хуммес. Как объявил Франциск на общей аудиенции вчера на площади Святого Петра, церковь должна искать заблудших овец на задворках существования.
Хорхе Марио Бергольо в эти дни изучает проекты, которые когда-то подготовили президент Папского совета по законодательным текстам кардинал Франческо Коккопалмерио и глава Управления финансовой информации кардинал Аттилио Никора. Этот план предполагает рационализацию деятельности ватиканской бюрократии, слияние некоторых дикастериев и улучшение сотрудничества между конгрегациями и папскими советами. В центре всего – предложение придать больший вес местным епископским конференциям, чтобы выйти из замкнутого круга римского централизма, как не раз предлагало крыло епископов, к которому принадлежат Вальтер Каспер и Карл Леманн. Франческо знает, что реформа Римской курии является первоочередной задачей, и в личных беседах с кардиналами, проходящими в гостинице Святой Марты и в Апостольском дворце Ватикана, выясняет их предложения и требования. Но решения он принимает самостоятельно. Говорят, что он не вполне удовлетворен проектом Коккопалмерио и Никора. Его нужно доработать, он может служить только канвой для глубокой реорганизации всего устройства Ватикана.
Насколько стало известно Foglio Quotidiano, Папа в эти дни дает оценку гипотезе осуществления реформы по модели Ордена иезуитов. Рядом с Генералом ордена, официальным главой Общества Иисуса, действуют десять помощников. Они назначаются Генеральной конгрегацией и координируют работу Ордена иезуитов в провинциях, однородных в национальном и языковом отношении. Следуя этой схеме, Франциск может дать больший вес архиепископам, возглавляющим епархии. Руководящий аппарат Ватикана, координируемый государственным секретариатом, может превратиться в техническую структуру, обслуживающую декастерии и епископаты. Не случайно то, что в планы Папы, кажется, входит укрепление роли председателя Губернаторства государства-града Ватикан. Сейчас эту должность занимает кардинал Джузеппе Бертелло. Его называют среди возможных преемников Тарчизио Бертоне, занимающего пост госсекретаря. Помимо сокращения бюрократического аппарата, чего желает понтифик, Синод епископов должен фактически работать непрерывно, чего требуют многие институты церкви – в особенности неевропейские – со времен Второго Ватиканского собора. Наиболее непримиримым противником этого плана стал кардинал Джузеппе Сири («Я даже не знаю, что такое развитие епископской коллегиальности. Синод никогда не сможет стать институтом принятия решений, потому что это не предусмотрено в божественном устройстве церкви», – сказал он в интервью накануне второго конклава в 1978 году, когда был избран Иоанн Павел II.