Корреспондент Би-би-си Крис Моррис задался вопросом: а вдруг кипрский кризис поможет улучшить взаимоотношения между киприотами-греками и турками.
"Я родился в 1951 году в этом городе, – говорит Семари Ашик, – и прожил здесь всю жизнь".
Мы едем по северной Никосии в машине с открытым верхом. Дорога проходит всего в нескольких метрах от зеленой линии, разделяющей международно-признанную Республику Кипр от Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), признанной лишь одной страной мира – Турцией.
Уже несколько десятилетий северная часть Кипра живет в условиях международной изоляции, но сейчас киприоты, проживающие на севере, внимательно следят за финансовым и банковским кризисом, охватившим Республику Кипр.
Ашик говорит, что чувствует боль его соседей по другую сторону зеленой линии.
"Я им сочувствую. Я знаю, каково им, потому что у нас, на севере, экономические кризисы случались много раз", – говорит он.
И, как и многие турки-киприоты, Ашик думает: а вдруг кризис в Республике Кипр со временем поможет положить конец разделению острова?
"Может, греки-киприоты сейчас захотят этого больше, чем раньше", – рассуждает он, гуляя со мной по узким улочкам.
"Ведь когда обе стороны страдают от тех же кризисов, им должно быть легче сесть за стол и решить свои проблемы".
"Надо быть реалистичней"
Ситуация на Кипре остается замороженной с 1974 года, когда поддержанный Грецией военный переворот послужил причиной турецкой военной интервенции, в результате которой север острова оказался под контролем Турции.
Многие были вынуждены покинуть свои дома во время кровопролития.
В ТРСК растет туристический сектор. На север острова приглашаются тысячи иностранных студентов. Но северная республика продолжает оставаться полностью зависимой от финансовой поддержки со стороны Турции.
И получается, что у банков северной части Кипра появились возможности для расширения, в то время как финансовая система Республики Кипр находится в состоянии кризиса. И это заманчиво.
Министр финансов сепаратистского турецкого кипрского государства Эрсин Татар говорит о том, что банковская система севера сейчас выглядит надежнее, чем на юге.
"Все желающие открыть банковский счет могут сделать это у нас, если, конечно, они соблюдают международные нормы и правила", – говорит Татар.
Он особенно заинтересован в привлечении вкладов десятков тысяч британских граждан, хранящих деньги в банках Республики Кипр.
"Мы не хотим никаких грязных денег, - утверждает он, - но у нас хорошая банковская система, которую поддерживает Турция, и мы хорошо живем".
Как и почти каждый турок-киприот, он говорит, что у него много друзей среди греческих киприотов. Но он не смог отказать себе в удовольствии покритиковать власти Республики Кипр.
"Они должны быть более реалистичными, – говорит он. – Самонадеянность и несправедливость по отношению к другим когда-нибудь вернутся и постучат в вашу дверь".
В поисках признания
На северном побережье острова ветер гонит волны в сторону портовой гавани Кирения, которую турки называют Гирне.
Прогулочные лодки покачиваются у причалов, туристы сидят в кафе, а местные жители нежатся на весеннем солнце.
"Если бы у нас были деньги, мы бы могли их одолжить [грекам-киприотам]", – с кривой улыбкой говорит Сабри Абит.
Банк Кипра
Банковский кризис в Республике Кипр может создать условия для примирения двух частей острова
"Конечно, вы знаете, что нас никто деньгами не ссужает, потому что мы не существуем".
Абит напоминает, что, несмотря на нынешние трудности, греки-киприоты имеют важнейшее преимущество перед островными турками: это международное признание.
"Если бы нашлось какое-то решение, – говорит друг Абита Муса Аксой, – то мы все могли бы жить в мире и процветании".
Незадолго до вступления Республики Кипр в Евросоюз в 2004 году ООН разработала план по воссоединению острова в виде федерации двух государств.
Турки-киприоты одобрили этот план, получивший название "план Аннана", однако подавляющее большинство греков-киприотов план отвергло.
"Пока мы разделены, – с сожалением говорит Аксой, – у нас будут экономические проблемы".
Выравнивающий фактор
Сейчас, однако, многие в северной части Кипра полагают, что кризис в Республике Кипр может стать фактором, выравнивающим ситуацию.
Они говорят, что новый президент Кипра Никос Анастасиадис был одним из немногих политиков, поддержавших план Аннана.
И если большинство по обе стороны зеленой линии поверит, что в результате примирения все будут жить лучше, то, возможно, – только возможно – один из последних конфликтов в Европе будет, наконец, разрешен.
На Кипре и раньше бывали случаи, когда надежды на примирение оказывались ложными. И сопротивление любым изменениям будет яростным.
В частности, пространство для маневра у Анастасиадиса будет весьма ограниченным, учитывая политическое давление, связанное с соглашением о спасении финансовой системы Кипра.
Но Кипр переживает странные времена и так или иначе вступает в новую эру.