Грядущая Олимпиада в Сочи и до сих пор нерешенная проблема кавказских боевиков не дают спать российскому руководству. Судя по всему, Кремль намерен изменить свой подход к региону.
«Ничего не изменится, если мы будем бороться только друг с другом, а не объединим свои усилия и начнем бороться с отсталостью, невежеством. Каждый выбирает свою судьбу. Но все вместе мы выбираем судьбу Дагестана, своей Родины, выбираем свое место в России. Было бы очень наивно думать, что все будут одобрять наши действия. Кто одобряет, тому спасибо, а кто нет – того заставим одобрять. Другого выхода у нас нет». Слова исполняющего обязанности президента Дагестана Рамзана Абдулатипова привели в изумление собравшихся на его пресс-конференции журналистов. Заметив реакцию зала, Абдулатипов добавил: «Заставим с позитивной точки зрения. Я предлагаю повестку дня, а формировать ее мы должны вместе».
Концепция Кавказа
Недавняя внезапная отставка главы Дагестана Магомедсалама Магомеда и замена его на Рамзана Абдулатипова вызвала множество пересудов. Абдулатипов - известный и опытный политик, однако у него нет «тылов», наличие которых до сих пор играло ключевую роль в хитросплетениях дагестанской политики. Произошедшее в Дагестане - это сигнал для всего региона. Кремлю надоело пробираться ощупью по путям, на которых следует учитывать клановые интересы, межнациональные распри, религиозные нюансы, позицию местных олигархов и политических групп влияния. Рамзан Абдулатипов должен стать политиком, который будет свободен от связей с прежними структурами, а, следовательно, сможет провести политическую чистку и управлять Дагестаном твердой рукой. В интервью агентству «Интерфакс» Абдулатипов заявил, что при необходимости руководящие кадры можно будет привезти из других регионов.
Одним из первых шагов нового главы республики стал роспуск Комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни. Ее должна сменить новая Миротворческая комиссия, которая будет заниматься урегулированием региональных конфликтов и профилактикой в молодежной среде. Последняя должна убедить их не вступать в ряды ваххабитов. Такие перемены в акцентах дагестанской политики могут служить ответом Москве, которая воспринимает попытки переговоров с ваххабитами с большим неудовольствием.
Если проанализировать первые шаги и высказывания Абдулатипова, ситуация в Дагестане кажется чуть более прозрачной, чем полтора месяца назад. Иная обстановка царит в регионе в целом: помимо любимца Кремля президента Чечни Рамзана Кадырова, ни один из руководителей регионов в Северо-Кавказском федеральном округе не может быть уверен в своей дальнейшей судьбе. Растет количество слухов и спекуляций, что находит свое отражение в северокавказских и российских СМИ.
Грядут перемены
Недавно газета РБК daily со ссылкой на высокопоставленный источник в силовых структурах сообщила, что Кремль планирует смену нескольких глав республик. Первым может оказаться президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который пребывает в состоянии конфликта с Рамзаном Кадыровым. В августе прошлого Года Кадыров открыто обвинил Евкурова в том, что тот не занимается борьбой с бандитизмом и появляется «на похоронах террористов». Скорее всего, он имел в виду решение ингушского президента о выдаче родственникам останков убитых боевиков. Кадыров также обещал, что если Ингушетия не сможет справиться с боевиками самостоятельно, чеченские службы сами наведут там порядок. Хотя все это в основном слухи, а ингушское руководство опровергает сообщения прессы, представленный сценарий кажется вполне вероятным. Вслед за РБК daily тему подхватили центральные российские СМИ, в том числе государственные телеканалы, а это, по всей видимости, не происходит без одобрения сверху.
Возможны два варианта. В первом случае Евкуров останется на своей должности до сентябрьских выборов, в которых он не будет принимать участия, а за это время Кремль подберет подходящую кандидатуру на его место. Возможен вариант, что Евкуров будет заменен уже сейчас, чтобы новый наместник Москвы успел освоиться на его месте. По мнению источника РБК daily, Кремль ищет человека, похожего на… Кадырова - достаточно жесткого и решительного, чтобы навести в республике порядок. Именно глава Чечни должен стать образцом для кавказских руководителей. По сравнению с соседними республиками Чечня является сейчас самой стабильной частью региона. Французский актер Жерар Депардье, свежее пропагандистское орудие Кремля, неслучайно отправился первым делом в Грозный, где получил в подарок квартиру. Отправку Депардье в Чечню можно воспринимать как жест расположения Путина в отношении Кадырова.
Призрак пустых гостиниц
С одной стороны, решения Кремля кажутся вполне логичными, однако, с другой, демонстрируют, что Кавказ зашел в тупик. Основная часть направляемых в кавказские республики средств идет на развитие силовых структур и строительство. Оживление местной экономики, связанное с реализацией крупных строительных инвестиций, должно послужить гарантией на случай, если региональные проблемы так и останутся неразрешенными. Однако бесконечно строить невозможно. План по превращению Северного Кавказа в один из важных туристических центров России, которым занимается, в частности, Кадыров, воплотить в жизнь будет очень сложно: вряд ли туристы решат приехать в места, пользующиеся славой небезопасных.
Строительная горячка продолжается и с другой стороны Кавказского хребта: Россия готовится к Олимпийским играм в Сочи. Методы их подготовки и расходы, связанные с запланированными инвестициями, оставляют много вопросов. Недавно мировые СМИ обошла новость об отставке Ахмеда Билалова с поста вице-президента Олимпийского комитета России. В дело лично вмешался Владимир Путин, для которого успех и репутация зимних игр - важный вопрос личного имиджа. Между тем отпечаток на имидж президента накладывает ситуация во всем северокавказском регионе. Гипотетические теракты или боевые действия в ближайших к Сочи республиках наверняка не укроются от внимания западной прессы и отразятся на ощущении безопасности планирующих посетить Россию любителей спорта.
Неважно, сколько пятизвездочных гостиниц и развлекательных комплексов (как современный горнолыжный курорт, который планируется создать в чеченском Ведучи) построят власти: пройдет еще немало лет, прежде чем туристы начнут воспринимать Кавказ как потенциальную туристическую цель. Сейчас интересно одно: насколько смена политики Кремля в отношении Кавказа ограничится борьбой с боевиками, а насколько станет реальной попыткой разработки более широких концепций будущего региона.