Угрозы Северной Кореи под руководством ее молодого и неиспытанного лидера Ким Чен Ына по отношению к Южной Корее и США достигли беспрецедентного уровня.
Со стороны северокорейских представителей обрушилась целая лавина угроз, в том числе обещание нанести превентивные удары по США и призывы «переломать сумасшедшим врагам спины, перерезать им горло и показать им, что такое настоящая война».
Северокорейская политика балансирования на грани войны, блеф и пустые угрозы являются ключевыми элементами дипломатического арсенала этой страны, но почему тогда угрозы приняли такие чудовищные размеры, и стоит ли нам на самом деле их опасаться? Ведет ли Северная Корея игру, которую она вела всегда, или же ядерное оружие в руках молодого и горячего лидера представляет собой новую угрозу, которую нельзя игнорировать?
В некотором смысле мы уже это проходили. Северная Корея долгое время использует блеф и угрозы в качестве средства самозащиты, чтобы держать потенциальных врагов подальше от себя, чтобы усилить внутренний политический контроль, чтобы раздуть значимость внешней угрозы с целью укрепления национального единства и чтобы символически выразить свое недовольство, если иностранные державы проводят неблагоприятную для нее политику.
Однако в этом году Северная Корея оказалась под воздействием различных негативных факторов, что вызвало более резкую реакцию на кажущееся усиление давления со стороны международного сообщества.
Резолюция Совета Безопасности ООН, согласно которой против Северной Кореи были введены финансовые санкции в ответ на ее ядерные испытания, оказалась более жесткой, чем ожидалось. Кроме того по времени она совпала с проведением совместных военных учений США и Южной Кореи, направленных на то, чтобы продемонстрировать решимость в противостоянии агрессии Северной Кореи. Создание специальной комиссии ООН по расследованию правозащитной ситуации в Северной Корее бросает тень на авторитет нового руководства. Таким образом, чрезмерно резкие высказывания Северной Кореи выдают ее уязвимость.
Северная Корея проверяла мужество каждого нового южнокорейского лидера при помощи угроз и провокаций, и этот запугивающий новичка ритуал определял ее стратегию по отношению к Югу.
В последние несколько недель Южная Корея ответила угрозами на угрозы, чтобы дать Северной Корее понять, что ее не получится запугать ядерным арсеналом. Недавние сообщения в прессе о планах Южной Кореи нанести удары по тысячам статуй Ким Ир Сена и Ким Чен Ына в Северной Корее вызвали бурную реакцию северокорейцев, которые приложат все усилия, чтобы доказать свою верность руководству семьи Ким.
Однако интенсивность и частота угроз, поступающих со стороны Ким Чен Ына в его первый год правления, настолько велика, что это вызывает массу вопросов о том, на самом ли деле Ким-младший понимает ритуальный характер «запугиваний» внутри Корейского полуострова, захочет ли он пойти на больший риск, чем его отец, и не допустит ли он в расчетах ошибок, которые могут спровоцировать полноценный военный конфликт.
Более того, нельзя быть абсолютно уверенными в том, что внутренние политические проблемы и желание консолидировать политическую власть не заставят Ким Чен Ына подойти к краю ближе, чем обычно.
Исторически Северная Корея как правило пользовалась диверсионными методами ведения политики, идя на провокации, используя элементы неожиданности и двусмысленности толкований, чтобы избегать риска полномасштабной войны. Если Северная Корея перейдет от угроз к прямой конфронтации, это станет свидетельством того, что внутри ее нового руководства возник некий разлад.
Как можно взять под контроль шквал угроз со стороны Северной Кореи? В прошлом за угрозами обычно следовало дипломатическое «наступление очарованием», направленное на то, чтобы снять напряженность и достичь дипломатических целей в обстановке всеобщего облегчения, обусловленного тем, что все успокоилось.
Несмотря на то, что Южной Корее и США такая игра уже порядком надоела, Южная Корея начала предоставлять своему северному соседу возможности сдать некоторые свои позиции, начав проводить совместные военные учения.
Правительство Южной Кореи разделило переговоры о предоставлении гуманитарной помощи и переговоры о ядерном оружии, а президент Пак Кын Хе терпеливо протянула оливковую ветвь в форме ее «политики доверия», которая призвана постепенно стабилизировать отношения между двумя Кореями.
Учитывая противоречивые желания Северной Кореи иметь в лице своего южного соседа врага и источник экономической помощи, эта фаза отношений с ней может оказаться особенно трудной, поскольку ее стратегия смены угроз дипломатией приносит все более скудные плоды.
Скотт Снайдер – старший научный сотрудник, занимающийся вопросами Кореи, и директор программы американо-корейской политики в Совете по международным отношениям. Прежде Снайдер был старшим научным сотрудником программы по международным отношениям под названием Asia Foundation, в рамках которой он создал и руководил Центром американо-корейской политики, а также представителем этого фонда в Корее.