Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Настоящая слава длится больше 15 минут

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какова комбинация таланта и удачи, делающих человека знаменитым? Или же это пресса создала круг, который позволяет человеку оставаться знаменитым порой даже после того, как его карьера миновала свой пик, и даже после его смерти?

 

В 1968 году Энди Уорхол (Andy Warhol), тогда уже довольно известный художник, еще больше прославил себя одной фразой, которая позже превратилась в клише: «В будущем каждый получит свои 15 минут славы».

 

Каким бы удивительным ни был дар предвидения Уорхола, пока, очевидно, мы еще не достигли этого будущего, по крайней мере, так говорит нам наука. Согласно новому исследованию, результаты которого были опубликованы в American Sociological Review 28 марта, настоящая слава длится гораздо дольше. Проанализировав материалы о знаменитостях со всего мира, исследователи обнаружили, что самые известные (и наиболее часто упоминаемые) знаменитости не исчезают из газет десятилетиями.

 

Чтобы сделать такой вывод, группа социологов потратила свой накопившийся за много лет отпуск, чтобы тщательно изучить все статьи в рубрике «Stars: They’re Just Like Us» в журнале UsMagazine. Некоторые из них позже отказались возвращаться в науку, очевидно, решив посвятить себя работе в аналитической сфере индустрии глянцевых журналов.

 

Это была шутка! Если серьезно, то группа социологов под руководством Эрана Шора (Eran Shor) из университета Макгилла и Арно ван де Рийта (Arnout van de Rijt) из университета Стоуни-Брук при помощи инструментов автоматизированного поиска выбрали примерно 100 тысяч имен, которые появлялись в развлекательных рубриках 2200 ежедневных американских газет с 2004 по 2009 год. В эту подборку вошли не все имена, появлявшиеся в газетах в тот период, а лишь случайно выбранные имена, которые упоминались в различных изданиях с разной частотой. Таким образом, ее нельзя использовать для того, чтобы определить, кто был наиболее часто упоминаемой знаменитостью, однако эта выборка подтвердила предположение социологов о том, что известные (и не слишком известные) имена долгое время остаются на слуху.

 

Десять самых часто упоминаемых имен - это Джейми Фокс (Jamie Foxx), Билл Мюррей (Bill Murray), Натали Портман (Natalie Portman), Томми Ли Джонс (Tommy Lee Jones), Наоми Уоттс (Naomi Watts), Говард Хьюз (Howard Hughes), Фил Спектор (Phil Spector), Джон Малкович (John Malkovich), Эдриен Броуди (Adrien Brody) и Стив Бушеми (Steve Buscemi). Исследователи отмечают, что все эти знаменитые люди были сравнительно известны до 2000 года, а в некоторых случаях – за несколько десятилетий до 2000 года (Говард Хьюз прославился в 1920-е годы). И все эти имена довольно хорошо известны и сегодня.

 

В целом 96% самых известных имен в подборке (то есть тех имен, которые упоминались более 100 раз в течение года) часто появлялись в газетах тремя годами ранее, что лишний раз опровергает клише о 15 минутах. Более того, если то или иное имя чрезвычайно часто упоминалось в первый год после своего появления, у него были хорошие шансы прочно закрепиться в прессе на достаточно долгое время.

 

Однако в идее 15 минут есть некоторая доля правды: имена менее известных людей (тех, кого не слишком часто упоминают с самого начала) из года в год меняются. По словам исследователей, это имена людей, которые оказываются в центре информационных событий – таких как природные катаклизмы или преступления - а не тех людей, которые сами по себе вызывают интерес у читателей. В качестве примера исследователи называют Челси Салленбергера (Chelsey Sullenberger), американского пилота, который на короткое время стал известным, успешно произведя аварийную посадку самолета на реку Гудзон в 2011 году, и имя которого сейчас практически не упоминается в прессе.

 

Между тем, список наиболее известных имен остается более или менее неизменным из года в год. «Большая часть новостей касается людей, чьи имена постоянно звучат в прессе на протяжении уже нескольких лет, и в эти чертоги славы редко проникают новые имена», - пишут ученые в своем исследовании. Дно иерархии славы ежегодно пополняется новыми именами, однако на вершине, пишут они, «происходит перетасовка уже известных имен, и когорты знаменитостей сменяют друг друга очень медленно».

 

Помимо материалов газет группа социологов также проанализировала гораздо менее многочисленную выборку имен, упоминаемых в блогах и на телевидении, и пришла к такому же выводу. Для новых инфокоммуникационных технологий характерны те же тенденции, что и для прежних, именно поэтому сегодня в сети мы редко встречаем персонажей, подобных «мальчику на воздушном шаре».

 

Какой бы малозначительной ни казалась эта работа социологов, по их мнению, она может многое рассказать о нашем обществе. Восхождение по лестнице славы в нем – явление чрезвычайно редкое. Чтобы стать знаменитым, необходимо обладать комбинацией таланта и удачи, которые позволят человеку прорваться в класс элиты, о представителях которой в прессе пишут снова и снова. Но какова эта комбинация – что делает человека знаменитым? Или же это сама пресса создала круг, который позволяет человеку оставаться знаменитым порой даже после того, как его карьера миновала свой пик, или даже после его смерти?

 

Однако пока ученые не знают, удастся ли им когда-нибудь создать многоаспектную модель для измерения «неукротимости» знаменитостей во времени.