Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Голгофа – вершина холма, где умер Иисус

© Фото : предоставлено Государственной Третьяковской галереейНиколай Ге. "Голгофа". 1893 год
Николай Ге. Голгофа. 1893 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вот уже 1700 лет христианство в Иерусалиме поклоняется той скале, на которой, судя по всему, стоял крест Иисуса. Исследования показывают, что эта античная каменоломня действительно была тем самым Лобным местом.

 

Когда в начале ноября 2012 года под нефом построенной кайзером Вильгельмом II церкви Христа Искупителя в Иерусалиме был открыт археологический парк «Сквозь времена» (Durch die Zeiten), между делом было также объявлено о сенсации. «Указанная в соседнем храме Гроба Господня скала вполне может считаться новозаветной Голгофой», - подчеркнул Дитер Вивегер (Dieter Wieweger), директор Немецкого евангелического института в Иерусалиме и один из лучших в мире знатоков древнего Иерусалима. Интенсивные раскопки, которые Вивегер вместе со своей командой проводил на месте созданного археологического парка, убеждают также и других известных исследователей старины. Таким образом, здесь произошла встреча науки и мистической традиции.

 

Предыстория: на скале, расположенной внутри крепостных стен Иерусалима, которую Елена, мать римского императора Константина (около 270-337), около 326 года называла, согласно местным преданиям, Лобным местом и на которой, как указывают четыре евангелиста, был казнен Иисус, Константин построил первую церковь Гроба Господня в память в страданиях и воскресении Христа.

 

Поскольку место строительства находилось в старом городе, в 19-ом веке его идентификация стала вызывать всеобщее сомнение. Дело в том, что подобная локализация внутри античного города противоречила не только Евангелиям, но и иудейским правилам, согласно которым казни и похороны должны были проходить за городскими стенами. Кроме того, в самой церкви Гроба Господня уже в течение нескольких столетий нельзя было ничего увидеть, поскольку фундаменты были полностью перестроены и переделаны.

 

Голгофа как каменоломня

 

Исследования Немецкого евангелического института, который с 2007 года является исследовательским центром Немецкого археологического института, в последнее время представили большое количество доказательств того, что это место во времена Христа должно было находиться вне города. Кроме того, оно, вероятно, было расположено там, где в течение долгого времени находилась каменоломня, что вполне подходит под описание Голгофы. В момент смерти Христа это место ни в коем случае не могло находиться в населенном районе.

 

Во времена Иисуса Голгофа оставалась последним нетронутым куском скалы в каменоломне, однако качество добывавшегося там материала уже не соответствовало требованиям строительства, и поэтому римляне начали использовать это место для казней. Император Адриан (76 – 117) приказал возобновить работы на этой каменоломне для того, чтобы воздвигнуть в Иерусалиме новый главный храм Венеры на том месте, которое «другие евреи» (так римляне называли первых христиан в Иерусалиме) уже почитали особым образом.

 

Строительство языческого храма после подавления еврейского восстания Бар-Кохбы было задумано как умышленное осквернение этого места. Евреям под страхом смертной казни было запрещено в то время входить в Иерусалим.

 

Кольцо в углублении

 

Что касается значения Голгофы, то иерусалимские греки, имеющие здесь самый старый и ревностно защищаемый ими патриархат, никогда не имели сомнений по этому поводу. «Когда мы освободили вершину Голгофы, - сказал археолог Тео Митропулос (Theo Mitropoulos) во время нашей встречи в церкви Гроба Господня, - мы поняли, что это место не видел никто в течение последних 800 лет. Оно было завалено обломками горной породы, а еще сверху - мрамором. Кроме того, его передняя часть была покрыта слоем извести и загорожена мраморной плитой».

 

Митропулос в 1986 году получил от греческого патриарха заказ на проведение работ по расчистке центрально части церкви Гроба Господня. Когда я посетил его спустя много лет, он включил за алтарем небольшую лампу и указал на сломанное каменное кольцо, находившееся под стеклом в углублении скального блока из пепельно-серого известняка. «Это именно то место, где был распят Господь. Мы его не искали. У нас не было никакого представления о том, что здесь мы можем что-то найти, кроме голых камней, и мы были невероятно взволнованы, когда мы неожиданно обнаружили это кольцо. Поскольку нам сразу стало ясно, что это именно то место, которое с древних времен почиталось как Голгофа, где было совершено распятие на кресте».

 

Реставрация из-за массы паломников

 

Все это произошло несколько лет назад. Поток паломников тогда значительно вырос. Около 6 тысяч посетителей поднимались ежедневно по лестнице, расположенной справа за входными воротами церкви Гроба Господня, ведущими в часовню на Голгофе. Из-за растущего количества паломников греческий патриархат в Иерусалиме поручил исследователю старины из Фессалоников вместе с Джорджем Лавасом (George Lavas) основательно реставрировать эту часовню и при этом открыть в районе алтаря находящиеся под ним камни.

 

Мраморные плиты, закрывавшие это пространство, должны были быть замены на стеклянные панели. До этого паломники могли только через проделанное отверстие в облицовке под алтарем прикоснуться к этому месту в благочестивой вере в то, что они дотрагиваются до камней той самой Голгофы, на которой был казнен Иисус из Назарета. То, во что они верили, после работ, проведенных Лавасом и Митропулосом, мы можем увидеть теперь собственными глазами. 

 

«Мы убрали облицовку 19-го века и тщательно изучили сейсмическую трещину, расколовшую скалу сверху донизу, на глубину почти 16 метров», - отметил Митропулос. – Затем, слой за слоем, мы стали снимать наполнитель и известковую штукатурку до уровня времен (патриарха) Модеста, который в 6-м столетии первым начал строительные работы по возведению часовни на этом холме».

 

Скальные породы убрали без церемоний

 

До этого с горными породами обращались более бесцеремонно. Архитекторы императора Константина с трех сторон сократили их таким образом, чтобы они уместились в новую базилику. Только одну выступающую вверх центральную часть скалистого холма они не тронули. В находящемся на расстоянии в ширину двух ладоней углублении на самой вершине Митропулос обнаружил «графитти» 4-го века в виде крестообразной розы ветров в квадрате, и этот рисунок был точным, как компас и представлял собой своего рода обозначение того места, в котором не только находится первое изображение креста, но оно еще и выполнено в форме греческой буквы «Хи» (X) как монограмма Христа в виде «mundus quadratus».

 

Это отображение всего мира. «После этого стало совершенно ясно, что в случае с каменным кольцом в углублении речь должна идти о том креплении, о котором паломница 4-го века Этерия сообщила, что в нем в страстную неделю на Голгофе вновь был вставлен и поднят в литургических целях крест, найденный матерью императора Еленой».

 

Грубый ствол, необструганные перекладины

 

Само каменное кольцо, напротив, выдает еще и дополнительную информацию. Его диаметр составляет 11 сантиметров. Это означает, что крест мог быть высотой всего 2,20 метра, максимально – 2,50 метра. Как была соединена поперечная перекладина со стволом, веревками или металлическими скобами,  - этого мы не знаем. В отличие от большинства изображений распятия, в этом кольце на самом деле стоял грубый круглый ствол, а не хорошо обтесанные доски. Тот, кто был прибит к нему гвоздями, находился на небольшой высоте. Тот, кого истязали на этом деревянном кресте, судя по всему, умер в непосредственной близости от толпы и на глазах у своей матери.

 

Однако с таким количеством исторических реконструкций многие ученые пока еще не могут согласиться даже в том случае, если они принимают версию Вивегера. Они считают, что реалистическое оформление Голгофы возникло только в ходе ее почитания после того, как христианство распространилось благодаря Константину. Но, кто знает, - возможно, раскопки представят новые доказательства тесной связи между верой и разумом.