Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сокращение сухопутной армии - серьезный стратегический просчет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Через несколько дней будет обнародована новая редакция французской оборонной доктрины. Ходят слухи о значительных бюджетных сокращениях для сухопутных сил. Глава штаба сухопутных войск незамедлительно выступил против таких инициатив и назвал их несостоятельными. Чем все это может грозить Франции?

Через несколько дней будет обнародована новая редакция французской оборонной доктрины. Ходят слухи о значительных бюджетных сокращениях для сухопутных сил. Глава штаба сухопутных войск незамедлительно выступил против таких инициатив и назвал их несостоятельными. Чем все это может нам грозить?

Atlantico: Через несколько дней будет обнародована новая редакция оборонной доктрины. Поговаривают о значительных бюджетных сокращениях для сухопутных сил. Почему урезание финансирования сухопутных войск является опасным шагом и стратегической ошибкой?

Франсуа Жере:
Такая инициатива не направлена против сухопутных сил как таковых. После окончания холодной войны и принятия решения (оно до сих пор вызывает споры) об отмене обязательной службы, в сухопутных войсках прошли серьезные сокращения. У наших границ и вообще в Европе установился мир, и сухопутные силы стали ориентироваться преимущественно на внешние операции. Но какими средствами они обладают? Все правительства последовательно урезали их возможности. Что еще важнее, промышленность тоже проявила себя не лучшим образом. Наладить производство транспортных самолетов, таких как А400М не удается уже второй десяток лет, в связи с чем мы вынуждены арендовать транспортники «Ан» за немалые деньги. В конечном итоге надежды на общеевропейскую оборонную инициативу послужили предлогом для задержек во всех этих программах. В первую очередь учитывать нужно боевые возможности. А силы специального назначения сами по себе не могут решить операционные и тем более финансовые проблемы. Формирование элитных отрядов с высокотехнологичным оснащением практически не позволяет сэкономить.

Кроме того, природа внешних операций также претерпела изменения. Традиция контакта с населением осталась в прошлом. Теперь все уже не так, хотя в том, что касается психологических операций, она по-прежнему имеет большое значение. Если говорить проще, мы отошли от Афганистана к «модели Мали». Дело в том, что в случае успеха (полной уверенности в нем пока нет) Мали действительно сможет стать такой моделью. Быстрое и неожиданное вмешательство. Передача инициативы местным силам при поддержке спецподразделений и разведки. Быстрый вывод французских войск.

Как бы то ни было, сейчас просматривается неверное восприятие сроков. Три месяца — это еще очень мало. Говорить о затяжном конфликте по истечению двух недель просто смешно. Однако через три года все это будет действительно вызывать беспокойство при отсутствии военно-политического решения. Посмотрите, чем все кончилось в Афганистане.

— Не говорят ли бюджетные сокращения о непонимании природы современных конфликтов?


— Современные конфликты носят асимметричный характер, а области действия постоянно меняют природу. Так, раньше они включали в себя присутствие войск среди мирного населения, потому что задачей было достижение мира и стабилизация. Ситуация говорит о том, что хотя такая модель хорошо проявила себя на Балканах, она совершенно не сработала в Афганистане. В то же время в зависимости от конкретного случая она может оказаться эффективной в Африке. Хотя жестко установленной модели не существует в принципе. Тем более что у западных стран больше нет финансовых возможностей, которые бы позволили им поддерживать длительное присутствие на удаленной территории.

Таким образом, речь идет о новой стратегии, которая лучше отвечает нашим интересам, задачам и возможностям. Сегодня враг уже не стоит у наших границ. И сухопутные войска уже не первый год меняются в соответствии с такими реалиями. Чтобы добиться максимальной эффективности во внешних операциях, им нужно прийти к общему знаменателю с другими родами войск. У нас происходит не просто сокращение в условиях экономического кризиса, а модификация в соответствии с операционными потребностями. Этого вполне возможно достичь, если мы внимательно отнесемся к соотношению затрат и эффективности. Сегодня военные возможности зависят от эффективности сочетания сухопутных, морских и воздушных сил, а также действий в новой и чрезвычайно важной области, киберпространстве.

— Вам не кажется, что постепенное разоружение в будущем может быть очень опасным с учетом текущих международных событий?

— Говорить о разоружении в будущем просто смешно. Россия упорно наращивает свои вооруженные силы. В Европе формируется опасный дисбаланс. Китай объявляет об 11% увеличении оборонного бюджета. Поэтому нам нужно объективно учитывать наши оборонные возможности и инструменты внешнего вмешательства, которые являются продолжением этой обороны. Это подтолкнуло нас к внезапному вмешательству в Мали в защиту интересов международного сообщества.

Мир по своей природе является конфликтной средой. Отказываясь воспринимать его в таком ключе, Европейский Союз расписывает в собственном бессилии и может столкнуться с трагическими неожиданностями, с которыми будет не в состоянии справиться. С этой во многом культурной тенденцией, которую только усилил экономический кризис, необходимо активно бороться.

Франсуа Жере (François Géré), историк, специалист по геостратегии, президент и основатель Французского института стратегического анализа (IFAS).