Призывы к строительству в Лондоне новых жилых домов стали столь интенсивными и настойчивыми, что офисные здания по всему городу начали превращать в жилые дома.
В этом году дом из пяти апартаментов по адресу Трафальгар, 1 останется единственным жилым адресом на всей Трафальгарской площади. Из него будут видны такие достопримечательности, как колонна Нельсона и Национальная галерея. Вплоть до недавнего времени здание, которое изначально сдавалось под головной офис компании Canadian Pacific Railway, использовалось одной юридической компанией. Три секции здания уже проданы. В оставшихся продается квартира с тремя спальнями жилой площадью 214 квадратных метров, которая на рынке оценивается в 9 миллионов долларов, а также пентхаус за 25,6 миллиона долларов.
Кроме того, в самом сердце лондонского финансового квартала в доме 75 по Леман-стрит долгое время располагался Королевский банк Шотландии. В настоящее время компания-застройщик Berkeley Homes превращает это здание в жилое, делая в нем 59 квартир и пентхаусов. Семь квартир в здании еще не проданы. В их число входит пентхаус с тремя спальнями площадью 162 квадратных метра, оцениваемый в 3,2 миллиона долларов. Жилье будет построено этим летом.
Несмотря на опасения по поводу потери площадей для офисных помещений британское правительство объявило о своих планах ускорить и упростить осуществление подобных работ в интересах как застройщиков, так и домовладельцев. Скоро уже не нужно будет специальное юридическое разрешение на изменение предназначения здания. В настоящее время на преодоление этого правового препятствия может уйти много месяцев. Важным фактором является не только время, но и то, что в британской правовой системе каждый конкретный случай рассматривается по индивидуальным критериям. Местные советы могут отказать в выдаче разрешения на том основании, что они не хотят терять офисные помещения или если чувствуют, что место подходит для сооружения жилых зданий. К таким отказам они прибегают регулярно.
Такие либеральные правила радуют не всех. Мэр Лондона Борис Джонсон хочет, чтобы на центральную часть столицы, включая финансовый квартал (известный как Сити или Квадратная миля), районы Саут-Бэнк и Ист-Энд новые правила не распространялись. На этот счет он уже направил в правительство соответствующую жалобу.
Мэр предсказывает, что потери офисного пространства подорвут экономические перспективы города на международном уровне. Он также подчеркивает, что самые популярные места в центре Лондона, вокруг которых, облизываясь, кружат застройщики, могут оказаться не по карману обычным лондонцам (тем, которые зарабатывают в среднем 56 тысяч долларов в год).
В этом месяце главный планировщик администрации Большого Лондона Джон Летт (John Lett), предупредил, что новые правила могут привести к потере одной четвертой части офисного пространства в центральном Лондоне, поставив под угрозу до 340 тысяч рабочих мест.
Правительство со своей стороны сегодня не желает публично дискутировать на тему этой новой политики. Официальный представитель правительства в связи с этим заявил: «В настоящее время мы рассматриваем поступившие к нам оценки и предложения. Мы тщательно проанализируем все выдвигаемые аргументы и выступим с заявлением в установленном порядке».
Очевидно одно. В Лондоне потребность в новом жилье крайне острая. В докладе, подготовленном недавно профессором бизнес-школы Хенли Майклом Боллом (Michael Ball), дается прогноз о том, что дефицит жилья ежегодно будут испытывать от 34 до 38 тысяч новых жителей Лондона, и такая ситуация сохранится вплоть до 2028 года.
Как заявляет член британского правительства Эрик Пиклз (Eric Pickles), объявивший в январе о новых правилах, эти изменения позволят быстро вернуть в пригодное для использования состояние отжившие свой век офисные здания.
Директор расположенной в районе Мэйфер фирмы Wetherell Питер Уэзерелл (Peter Wetherell) отмечает, что большинство офисных зданий в районе Уэст-Энд вначале были жилыми домами, но после Второй Мировой войны постепенно превратились в офисные помещения, поскольку тогда офисы были дороже и ценнее жилья. По оценкам Уэзерелла, стоимость одного квадратного фута офисной площади в городе в среднем составляет 2300 долларов (примерно 24 тысячи долларов за квадратный метр – прим. перев.), тогда как один квадратный фут жилой площади города сейчас стоит около 4600 долларов, то есть, вдвое больше.
Даже если новые правила вступят в силу, застройщикам все равно придется получать разрешение для перевода зданий из одного фонда в другой. В частности, это правило будет распространяться на объекты, представляющие историческую ценность.
В 2009 году британский предприниматель Ричард Керинг (Richard Caring) возглавил консорциум, скупивший служебные помещения ВМС США, которые в ходе Второй мировой войны использовал Дуайт Эйзенхауэр. Сообщалось, что сумма сделки составила 378 миллионов долларов. Керинг планировал превратить расположенное в фешенебельном Мэйфере здание общей площадью 16,7 тысячи квадратных метров в жилой дом.
Однако сделка завязла в многочисленных спорах с местными властями и советом округа Вестминстер относительно общей суммы, которую консорциум должен уплатить для строительства в этом районе экономичного жилья. Это является обязательным условием, применяемым в отношении британских застройщиков, связанных со строительством жилья премиум-класса. Все это в сочетании с финансовыми трудностями в период рецессии вынудило консорциум в конце прошлого года выставить здание на продажу.
Тем не менее, ряду других застройщиков удалось успешно преодолеть все препятствия и перестроить офисные здания.
Братья Ник и Кристиан Кэнди (Nick, Christian Candy), владеющие жилым комплексом One Hyde Park в лондонском районе Найтсбридж (данный проект побил все рекорды: стоимость одного квадратного фута доходила до 10,6 тысячи долларов (то есть, примерно 110 тысяч долларов за квадратный метр – прим. прев.)), недавно получили разрешение на превращение офисного здания своей компании в частный дом площадью почти 1200 квадратных метров. Он должен будет включать шесть спален класса люкс, а подвальное помещение может быть переоборудовано в спортивный зал, бассейн, сауну и массажную комнату.
Кто наблюдает за этими изменениями с растущим беспокойством, так это Питер Риз (Peter Rees), отвечающий за выдачу разрешений на строительство в районе Сити. Он отмечает, что поскольку процент незанятости площадей уже ниже восьми, офисное пространство становится дефицитным. По его словам, покупающие такие квартиры люди не собираются в них жить. «Лондон крайне привлекателен для мелких инвесторов со всего мира. Они хотят вкладывать свои деньги в лондонскую недвижимость, однако жить здесь или даже сдавать ее в аренду они не намерены. Все что им нужно – надежное размещение своих денег, что очень плохо для самого Лондона. Город лишается жизненной силы и энергии».