Укрепление партнерских отношений между Пекином и Москвой, которое продемонстрировала встреча президента Си Цзиньпина и президента Владимира Путина, стало печальной новостью для демократов во всем мире. Хотя жителям Запада нравится думать, что стремление к самоуправлению набирает обороты в мире, на самом деле в последние годы демократия сдает свои позиции в большинстве развивающихся стран. Комментируя свой индекс «Свобода в мире» - меру политических прав и гражданских свобод – неправительственная организация Freedom House (на которую я работаю в качестве консультанта по делам Юго-Восточной Азии) отметила, что 2012 год стал седьмым годом подряд, в течение которого было зафиксировано больше неудач, чем успехов. Для демократического прогресса в мире это стало самым длительным периодом неудач за последние 60 лет.
Существует множество причин подобного спада в демократическом прогрессе. Во-первых, гражданам таких стран, как Филиппины и Малави, долгое время внушали, что демократия и процветание идут рука об руку, однако со временем они утратили свои мечты о расширении экономических возможностей вместе с верой в народное правительство. Между тем, относительно молодые демократии, такие, как Индия, Бразилия и Южная Африка, не сделали практически ничего, чтобы стать образцами политического развития, а США и Европа были долгое время заняты своими собственными военными и финансовыми проблемами.
К сожалению, этот вакуум заполнили самые мощные мировые автократии. За последнее десятилетие, оставив далеко позади кризис протестов на площади Тяньаньмэнь и эпоху Ельцина, Китай и Россия заняли гораздо более твердые позиции на мировой арене и теперь развивают отношения между собой, чтобы реализовывать общие интересы.
Общие интересы включают в себя, в том числе, попытку блокировать демократический прогресс, особенно - в своих регионах. Китайские лидеры были потрясены «цветными революциями» 2000-х годов (в Грузии, на Украине и в других странах) и недавними событиями арабской весны. В ответ на это Пекин в последнее десятилетие проводил специальную подготовку сил полиции, судей, чиновников юридической сферы и бюрократов из различных государств Средней, Южной и Юго-восточной Азии. Эти образовательные программы, которые изначально были ориентированы на такие вопросы, как хозяйственное руководство, быстро превратились в уроки того, как можно скопировать китайскую правовую систему, противодействовать массовым беспорядкам, контролировать интернет и освоить другие репрессивные стратегии.
По словам нескольких продемократических активистов из Камбоджи, к примеру, советники из Коммунистической партии Китая консультировали премьер-министра Хун Сена, чья политика становится все более авторитарной. По некоторым сообщениям, его режим получал консультации по вопросам о том, как можно использовать законы о клевете, чтобы запугивать независимую прессу, как создавать сеть высокопоставленных чиновников, чтобы контролировать крупнейшие компании, и как готовить сотрудников полиции специального назначения, чтобы разгонять уличные протесты.
При президенте Владимире Путине Кремль предпринимал точно такие же шаги. На Украине прокремлевская партия «Единая Россия» подписала соглашение о сотрудничестве с пророссийским украинским лидером Виктором Януковичем, который отрицательно отнесся к Оранжевой революции, произошедшей в стране в начале 2000-х годов. Поддержка Кремля, в том числе - обещание снизить цены на газ, помогла г-ну Януковичу занять место президента Украины в 2010 году, и Россия до сих пор оказывает серьезную помощь его правительству.
Россия и Китай не просто помогают подорвать распространение демократии в своих регионах. Г-н Путин взял себе за правило резко критиковать – а порой активно вмешиваться – в попытки США и Евросоюза укрепить демократию. Пекин продвигает свою модель развития в государствах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии в качестве альтернативы «Вашингтонскому консенсусу» свободных рынков и свободной политики. Высокопоставленные чиновники из Средней и Юго-Восточной Азии, которые присутствовали на недавних учебных семинарах в Пекине, говорят, что, в отличие от прошлых лет, хозяева сессии откровенно противопоставляли способность Китая преследовать долгосрочные цели под руководством Коммунистической партии беспомощности современных западных правительств.
Разумеется, если в России или Китае настанут трудные времена или они сами захотят изменить свой курс, их антидемократические кампании потеряют не только материальные ресурсы, но и политический импульс. Однако до тех пор адвокаты демократии в большинстве стран мира будут вынуждены бороться с жестоким сопротивлением.