Одной из самых скандальных работ нынешнего DocudaysUA стала лента триады документалистов из России: Расторгуева – Костомарова – Пивоварова. Называется она «Срок: избранные эпизоды». Кинематографисты Павел Костомаров и Александр Расторгуев, ставшие известными благодаря громким экспериментальным фильмам «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», объединились с журналистом Алексеем Пивоваровым с целью создания фильма о лидерах российской оппозиции и протестах, которые всколыхнули страну накануне президентских выборов в России в позапрошлом году. Впрочем, полноценный полнометражный фильм «Срок» пока только в проекте, поэтому на фестивале в Киеве авторы показали только «наработки» – отснятые эпизоды.
Пересмотр их был больше похож на обсуждение и объяснения отснятого. «Фильм вызвал большой ажиотаж и интерес у украинских зрителей. Мы даже не рассчитывали на такое количество людей в зале, а главное – на такой интерес к Павлу», – заявляет координатор фестиваля Олеся Мигаль.
Зрители сами могли выбрать, какой из эпизодов они хотели бы просмотреть. Активные дискуссии развивались после просмотра почти каждого ролика. На вопрос «УМ» к Павлу, «имели ли они возможность показать свои эпизоды в России», режиссер улыбнулся и сказал: «Единственное место, где народ может посмотреть эти ролики, – это интернет. Наверное, недаром у меня в квартиру 7 декабря проводили обыск в связи с тем, что я являюсь свидетелем по делу массовых беспорядков на Болотной площади в Москве». Именно после этого обыска авторы приостановили интернет-проект. «Иначе был бы нарушен один из принципов документалистики – автор не может быть участником событий», – объясняет Павел. Со временем проект восстановился, но уже под новым названием – «Lenta.doc».
Всего в планах тройки авторов – создать нечто вроде документальной веб-версии проекта, где все участники будут собирать свою киносъемку из тех событий, которые происходили в России на протяжении последних двух лет. Но много ли будет акций протеста в дальнейшем? «На самом деле, после избрания Путина президентом многие разочаровались и уже не выходят протестовать, потому что не верят, что их голос что-то может изменить, – комментирует режиссер. – И это, конечно, неприятно сейчас говорить, но все еще есть люди, которые готовы за что-то бороться».
Перевод: Антон Ефремов.