Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как президент России установил новые правила игры для политической элиты России, свои места покинули уже десять депутатов парламента. Неужели неофициальная сделка Кремля с политической элитой под девизом «свобода воровать в обмен на безусловную лояльность» больше не действует?

После того, как президент России установил осенью прошлого года новые правила игры для политической элиты России, свои места покинули уже десять депутатов парламента. Неужели неофициальная сделка Кремля с политической элитой под девизом «свобода воровать в обмен на безусловную лояльность» больше не действует, как ранее утратила действенность сделка Кремля с народом, которую можно охарактеризовать, как «быстрое улучшение жизненного уровня в обмен на политическое молчание»? 
 
Уход семи депутатов нижней палаты и трех сенаторов верхней палаты - вроде бы немного, учитывая, что в обеих палатах парламента более 600 мест. Но важно то, что все эти уходы были напрямую или опосредованно связаны с коррупционным поведением (в основном - владением незадекларированной недвижимостью за рубежом или наличием незадекларированных предпринимательских интересов).  

Никогда ранее в путинской России из-за подобных «мелочей» еще никто не покидал депутатское место, сейчас же это стало тенденцией, которая постоянно разрастается. Кстати, какая комиссия за пару последних месяцев обрела наибольшее влияние в Думе? Комиссия по этике, которая проверяет экономические декларации депутатов! В современной России этика еще никогда не была в столь высокой цене.

Новые правила игры Кремля, которые парламент, очевидно, оформит в законы уже весной, запрещают чиновникам и работающим на выборных  должностях и их близким родственникам иметь счета в зарубежных банках и акции иностранных фирм. Недвижимость пока иметь можно, но ее нужно декларировать и показывать, как были заработаны деньги на ее покупку.

Кроме того, Кремль показал, что не намерен больше смотреть сквозь пальцы на кражи государственного имущества, и что стиль жизни чиновников должен быть более скромным. Предпринимателям, желающим наладить хорошие отношения с властями, Кремль настойчиво советует вернуть домой акции и прочее имущество, спрятанное в свободные от налогов регионы (это даст властям возможность их лучше контролировать).

Уже слышны идеи, что государство может начать контролировать поездки государственных чиновников за рубеж и в их свободное время. Это можно будет сделать очень просто: у чиновников отберут заграничные паспорта и будут их выдавать только с разрешения начальника. По слухам, подобная система уже действует в ряде государственных предприятий России, не говоря уже о ФСБ и подобных учреждениях.

Можно выделить две цели широкой кампании по обузданию элиты: избежать возможного воздействия на элиту России со стороны иностранных правительств/спецслужб и ограничение самостоятельности «отбившейся от рук» элиты (нарушителей правил может ждать очень большой денежный штраф или даже уголовное дело). Российские комментаторы по этому поводу даже придумали термин: национализация элиты.  По сути, такими шагами перед чиновной элитой России задергивается юридический железный занавес.

Московский политический журнал «Власть» подробно описал на этой неделе, как Кремль призадумался, когда в прошлом году на одной закрытой встрече экспертов Запада и России влиятельный внешнеполитический специалист США Збигнев Бзежинский потребовал, чтобы Россия прекратила свои бессмысленные угрозы нацелить на Европу ракеты «Искандер» в ответ на программу противоракетного щита США. «Неужели вы всерьез утверждаете, что нападете на города, где храните свои деньги и где учатся ваши дети? Мы знаем о вас все!», - якобы сказал Бзежинский русским.

Серьезные ограничения по владению имущества за рубежом – жесткий удар по чиновной элите России. Часть чиновников и депутатов, как утверждают, уже начала в срочном порядке оформлять разводы со своими женами (по данным политической редакции «Независимой газеты»), чтобы таким образом обойти запрет на владение имуществом за рубежом. Разведенным женам ведь пока не запрещено, слава Богу, владеть домом во Франции, купленном черт знает на какие деньги!

Вопрос в том, сколь долго продолжатся эти показательные казни (изгнание депутатов из Думы, коррупционные расследования по делам Сердюкова и Скрынник)? Народу такие ограничение для чиновников и депутатов под вывеской борьбы с коррупцией, наверняка очень нравятся, так как в России их не любит никто.

Несмотря на это, Путин все же не может «становиться Сталиным» и начинать массовые репрессии против своей политической элиты, так как это ставит под угрозу его собственную власть и стабильность самой вертикали власти. Путину ее необходимо сохранять уже в собственных интересах, чего бы это ни стоило, как и равновесие различных кланов вокруг себя.

Чистка элиты для Путина - тонкая игра. С одной стороны, обществу необходимо направить ясный сигнал, что вещи будут идти по-иному, но в то же время с этим нельзя выходить за определенные рамки, иначе сместится равновесие всей пирамиды власти. В повседневной жизни элиты России коррупция играет столь существенную роль, что ее просто невозможно лечить без ущерба для всего организма. Или, как сказал в одном интервью известный московский политолог Станислав Белковский: у государства воруют уже чисто инстинктивно.

Путин не может зайти слишком далеко с разоблачением коррупции среди верхушки власти и по другой очень простой причине. А именно, часть элиты, главным образом основная опора Путина или окружение из числа «силовиков» может воспринять это как наказание за прежнюю лояльность. А лояльность властям в мировоззрении этих людей – это все. Даже очевидная отдача под суд экс-министра обороны Сердюкова в этом плане как прогулка по острию ножа. Но за этой историей, похоже, -скорее борьба кремлевских кланов, чем осознанная антикоррупционная борьба. 

Таким образом, в глазах Кремля идеальным чиновником высшего сорта может быть тот, кто не имеет существенного имущества (ибо за границу хотят перевести свое имущество, прежде всего, те, у кого оно есть, но после принятия жестких законов такие люди, скорее всего, уйдут с государственного кошта), бизнес-интересов (меньший коррупционный риск) и обладает безупречными манерами, во всяком случае, внешне.

Кстати, такой идеальный чиновник сидит в Кремле по правую руку от Путина – глава его администрации, генерал запаса ФСБ Сергей Иванов. «У него нет даже личной автомашины, он не носит дорогой одежды, туфель или часов.  В нашей семье нет личного повара. В нашей семье нет участия в фирмах, нет зарубежных банковских счетов или недвижимости за рубежом», - рассказал в недавнем интервью российской деловой газете «Ведомости» сын Сергея Иванова Сергей (председатель правления второй по величине в России страховой фирмы «Согаз»).

Новые правила Кремля словно списаны с облика Сергея Иванова. Его звезда, начавшая было гаснуть, по утверждениям московских политических экспертов, вновь разгорается, и Путин ему по-прежнему очень доверяет. Но говорить о следующих президентских выборах еще рано.

Перевод: Алексей Архипов.