Накануне генеральный прокурор Тегерана сообщил об издании своим ведомством обвинительного заключения против 18-ти человек, обвиняемых по делу убийства иранских физиков-ядерщиков, а также об отправке на рассмотрение суда дела о махинациях в Экспортном банке Ирана (банке «Садерат»).
По сообщению информационного агентства ИСНА, на церемонии, посвященной подведению итогов деятельности тегеранской прокуратуры за истекший 1391 год по солнечному календарю (20 марта 2012 – 20 марта 2013), Аббас Джафари-Доулятабади заявил следующее: «Самым важным делом следует признать расследование убийства «ядерных героев». Недавно составлен обвинительный приговор в отношении пока только 18-ти человек, и скоро их обвинительный акт будет зачитан публично. В наступающем году всех их ждет суд. Этими людьми были составлены многочисленные планы по ликвидации выдающихся представителей иранской ядерной физики. Однако их удалось предотвратить благодаря совместным действиям Министерства информации и Генеральной прокуратуры тегеранского округа. Таким образом, мы смогли нейтрализовать работу американских и израильских шпионских сетей, нацеленных на уничтожение иранской ядерной промышленности».
Генеральный прокурор рассказал также о недавней реформе иранской системы контроля за исполнением наказания, в структуре которой были выделены специальные тюрьмы для содержания женщин, преступников, занимавшихся распространением наркотических средств, а также задержанных по подозрению в правонарушениях бытового характера. Джафари-Доулятабади указал на переполненность иранских тюрем и нерешенность ряда финансовых вопросов, однако признал, что и в этом отношении за прошедший год наметилась позитивная динамика.
Читайте также: Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану
Генеральный прокурор сообщил также о контроле за изоляторами предварительного заключения, который начался месяцем ранее. Всего в Тегеране расположено десять таких изоляторов, и об их проблемах было заявлено после недавней инспекции городской прокуратуры. Контроль за этими учреждения осуществляется в строгом соответствии с постановлением главы судебной системы Ирана. Джафари-Доулятабади отметил, что его ведомство строго следит за тем, чтобы в следственные изоляторы направлялись только граждане, достигшие 18 лет, а женщины доставлялись исключительно в центральный СИЗО.
Также было объявлено о вынесении Генеральной прокуратурой 23-х обвинительных заключений по делу о самом крупном за всю историю страны хищении банковских средств в размере 3 триллионов туманов (более 73 миллиардов рублей). Одиннадцать из этих дел уже были заслушаны в суде. Последнее из них касалось «Экспортного банка Ирана», по этому делу проходило 46 обвиняемых. В целом в рамках этих обвинительных заключений на скамью подсудимых попали 200 человек.
Генеральный прокурор сообщил и о составлении 60-ти обвинительных заключений в адрес лиц, обвиняемых в дестабилизации курса иранского риала осенью 2012 года, с той оговоркой, что следствие ведется еще в отношении 20-ти подозреваемых, с которых, возможно, обвинения будут сняты.
Также по теме: Взлет и падение Ирана в общественном сознании арабов и мусульман
Джафари-Доулятадаби отметил критику некоторой части общественности по поводу неэффективности сохранения казни как высшей меры наказания. Глава прокуратуры заявил, что в связи с этим у судебных органов имеются четкие инструкции, нарушать которые они не имеют права.
Также было заявлено, что до сих пор в структуре прокуратуры не созданы специальные ведомства по расследованию финансово-банковских нарушений и споров в сфере поставок нефти, однако имеются веские основания полагать, что в будущем году это будет сделано.
Генеральный прокурор не обошел стороной и предстоящие выборы президента, намеченные на 14 июля 2013 года. По его словам, все кандидаты обязаны пользоваться только законными мерами и не могут прибегать к государственным ресурсам, в то время как средства массовой информации смогут функционировать совершенно свободно, оставаясь в рамках закона.
Джафари-Доулятабади ответил на вопрос журналистов о последствиях письменного обращения в прокуратуру Фазеля Лариджани, младшего брата спикера иранского парламента Али Лариджани. Отметим, что Фазель Лариджани был обвинен президентом страны в вымогательстве взятки за помощь в лоббировании нужных законов, а затем сам обратился в правоохранительные органы с заявлением о готовности отвечать за свои действия перед законом, но требуя при этом провести следствие в отношении фактов коррупции ближайшего окружения самого Ахмадинежада. Генеральный прокурор сообщил, что по этому делу уже опрошены пять человек, кроме одного судьи и некоего лица, находящегося за пределами столицы, следствие должно завершиться в наступающем году.
Читайте также: Чего боится иранский режим?
В отношении Фаэзе Рафсанджани (дочери председателя Совета по целесообразности Акбара Хашеми-Рафсандажни), осужденной на полгода за пропаганду против существующего строя, Генеральный прокурор сообщил, что срок ее заключения истекает 20 марта, и она выйдет на свободу. Что же касается ее брата Мехди Рафсанджани, обвиняемого в подготовке государственного переворота, глава прокуратуры заявил, что им подписано обвинительное заключение, которое в скором времени должно быть рассмотрено судом.
Джафари-Доулятабади также затронул тему разбирательства о пытках в изоляторе «Кяхризак» и сообщил, что требования членов семей пострадавших проводить открытые судебные разбирательства отклонены на законных основаниях. В конце беседы Генеральный прокурор заявил о том, что власти освободили всех задержанных ранее журналистов, однако все еще продолжается следствие по громкому делу Амира Мирза-Хекмати, гражданина США иранского происхождения, обвиняемого в шпионаже в пользу ЦРУ.
Перевод Тарасовой Светланы.