Наша планета невелика. Страны живут в едином цикле, и болезнь одной может сказаться на всех. Все они делятся информацией в реальном времени и обмениваются культурой. Кризис 2008 года показал, насколько этот объединенный мир уязвим из-за нехватки координации, общих мер, единства политических взглядов. Собравшиеся на экстренном саммите лидеры большой двадцатки признали срочную необходимость создания системы мирового руководства и пообещали договориться.
Однако в действительности все случилось с точностью до наоборот. Кризис привел не к согласию людей, а только к взаимным упрекам. Глобальные причины оказались забыты. Киотский протокол отправился на свалку истории. У переговоров в Дохе нет ни малейшего шанса на успех. Назревает валютная война: Япония и Великобритания собираются сыграть на обменном курсе, чтобы дать толчок подъему экономики. Программа помощи развитию сдает позиции. Европа, которая некогда была образцовым примером межнационального политического и экономического диалога, теряет единство и уступает ненависти: некоторые активисты из южных стран посмели изобразить Ангелу Меркель в образе Гитлера.
Читайте также: Банк БРИКС
Последним эпизодом в дроблении мира стала прозвучавшая в Дурбане новость о создании общего банка для крупнейших развивающихся стран (БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Пять глав этих государств намереваются утвердить свою бесспорную мощь. Для этого они стараются продемонстрировать стремление к сотрудничеству между ними и другими развивающимися регионами. Как бы то ни было, отсутствие ясности насчет сроков создания, задач и прочих характеристик этого банка говорит о том, что для них эта инициатива - это, в первую очередь, способ выразить недовольство существующими организациями Бреттон-Вудской системы (Всемирный банк и Международный валютный фонд), которые подчиняются ООН, но воспринимаются как клубы богачей на службе богачей. Особое раздражение у развивающихся стран вызывает небывалая помощь МВФ европейцам: по их мнению, ни одно бедное государство никогда не удостаивалось такого внимания.
Не стоит заблуждаться насчет глобализации
В любом случае, результаты этой инициативы прискорбны. Если банк БРИКС так и останется лишь проявлением гнева, этот гнев докатится до Вашингтона и уничтожит мечту о создании новой, посткризисной международной валютной системы, второй версии Бреттон-Вудских соглашений, которые бы позволили новым державам занять причитающееся им положение. Хотя, конечно, глупо отрицать, что богатые государства не торопятся давать новые полномочия развивающимся странам. Если же этот банк все же появится на свет, несмотря на позиции его создателей, то мировая финансовая система расколется надвое.
Кризис смог выйти на такие масштабы, потому что корни проблемы проникли в трещины национальных законодательств и попустительской политики. Посмотрите, что случилось на Кипре! Если наш мир откажется от валютного и финансового единства под эгидой существующих международных организаций, это будет означать неизбежное столкновение американской и китайской модели. Речь пойдет о подготовке к войне, войне правил, войне бизнес-культур, войне валют, войне финансовых потоков, торговой войне.
Также по теме: БРИКС не угрожает мировому порядку
В 1918 и в 1945 годах многосторонняя политика неизменно взлетала ввысь на белых крыльях мира, однако она всегда утверждалась и формировалась победителями. Страны БРИКС с их высоким экономическим ростом (5-6% против 1-2% в увязших в кризисе старых державах) действительно могут стремиться к независимости и созданию собственной руководящей системы. Но это означает, что они заблуждаются насчет глобализации. Главная ее цель — это движение к бренду «сделано в мире», по выражению генерального директора ВТО Паскаля Лами (Pascal Lamy). Производственные цепочки дробятся на части, а товары собирают из комплектующих, которые выпускают сразу в нескольких странах. Сегодня более 60% идущей за границу продукции — это промежуточные компоненты. «Если 20 лет назад доля импорта в экспорте составляла 20%, то сегодня она достигает 40%, а еще через 20 лет, вероятно, поднимется до 60%», — считает Паскаль Лами.
По его словам, старая меркантилистская концепция, по которой экспорт — это всегда хорошо для страны, а импорт — плохо, потеряла свою актуальность. Мы все окончательно вступили в эпоху взаимозависимости. А формирование новых блоков — ошибочная и пагубная затея. БРИКС нужно объединиться, чтобы укрепить свое влияние, а не изолироваться от мира.
Развивающиеся страны отвоевывают позиции в мире завтрашнего дня. В 2012 году они обошли развитые государства по объемам промышленного производства. Средний класс в этих странах (2-3 миллиарда человек) принял эстафету в качестве движущей силы роста мировой экономики. Через десять лет 90% ориентированного на европейскую экономику спроса будет исходить из-за пределов Европы.
Это все более тесное экономическое сотрудничество должно подтолкнуть вчерашние международные организации к переменам, открытию их капитала для новичков, усилению механизмов регулирования. Достигнутый с 2008 года результат незначителен или даже отсутствует в принципе. Необходимость единства и глобальных координационных мер сейчас выглядит как никогда срочной. К сожалению, кризис обостряет разногласия наций. Экономика развивается, но в политике наметился регресс, а дефицит механизмов руководства идет по нарастающей.