Щедра Полтавская земля великими людьми. Многими именами выдающихся политических, военных, культурных и церковных деятелей прославила она Украину. Среди них есть люди, чья жизнь обозначена особым духовным горением. Часто такими были и семьи. Так из семьи Петлюр вышел не только председатель Директории и Главный атаман войск УНР Симон Петлюра. Тесными семейными узами связан с ним Первоиерарх Украинской православной церкви в США, первый Патриарх Киевский и всей Украины Мстислав, в миру — Степан Скрыпник. Это сложная, противоречивая, но, несомненно, выдающаяся фигура в истории Украины. О нем сформировали несколько стойких мифов советская пропаганда, церковные историки, иностранные исследователи. Еще несколько десятилетий назад С. Скрыпника характеризовали как «петлюровско-шляхетско-гестаповского выкормыша» и буржуазно-националистического изменника. Сегодня его называют «Божьим помазанником для Украины... духовным лидером нации», «одной из самых выдающихся фигур ХХ века, Великим Сыном Украины, который всю свою жизнь посвятил служению украинскому народу и его Церкви».
Степан Иванович Скрыпник родился 10 апреля 1898 года в Полтаве в глубоко религиозной семье потомков казацкого рода. Отец его — Иван Скрыпник, происходил из казаков Миргородского полка, а мать, Мариамна, из дома Петлюр — родная сестра Симона Петлюры. В формировании мировоззрения Степана большую роль сыграли православные традиции. Таинство крещения его осуществил во Всехсвятской церкви о. Федор Булдовский, будущий митрополит. Среди его ближайших родственников было немало духовных лиц: двоюродный дядя — священномученик Сильвестр (Ольшевский) стал архиепископом Омским, прадед Алексей (в монашестве Аркадий) был основателем Ионинского скита в Киеве, бабушка матери игуменья Антония и ее внучка Гавриила учредили Покровский монастырь около Феодосии. Кроме того, дед и отец были в Полтаве старостами кладбищенской и Воскресенской церквей соответственно.
Как вспоминал патриарх, в его семье были «семь дядей священников по маминой линии». Вместе с тетями Марианной и Феодосией Степан посещал церкви и монастыри Полтавщины. Сам Мстислав вспоминает: «На лето нам давали, благодаря дяде Сильвестру, две комнаты монастырские, там очень красивые окрестности и туда забирали детей на все лето. Там тетя Марина и тетя Феня все лето были с детьми, смотрели за нами. Ежедневно ходили в монастырь. Уже в 6 утра должны были быть на ногах, шли в церковь отправлять службу Божью. Я носил свечу на архиерейскую службу Божью...» Следовательно, его церковно-религиозный стержень был заложен еще в раннем детстве, что свидетельствовало о твердой и непреклонной вере, глубоком духовном воспитании в семье Скрыпников.
Образование Степан начал в частной подготовительной прогимназии В. Шевелева, где учились дети сознательных украинцев. После закрытия властью школы за участие учеников в праздновании открытия памятника И. Котляревскому продолжил учебу в Полтавской первой классической мужской гимназии. Находясь в гимназии, Степан Скрыпник вступает в тайный «Кружок украинских среднешкольников в Полтаве», который под руководством П. Чижевского, П. Ризенко и Ф. Попадича проводил патриотическую работу среди ученической молодежи. Определенное влияние на формирование сознания гимназиста Скрыпника оказал его крестный отец Филипп Иваненко, который был директором епархиальных заводов подсвечников, членом украинских организаций Полтавы. Примером для наследования всегда был дядя Симон Петлюра, который с детских лет прививал ему любовь к украинской истории, культуре, литературе. В одном из интервью на вопрос: «Какие фигуры на Вашем веку были самыми выдающимися?» — Мстислав ответил: «Симон Петлюра. Я был маленьким. Летом он приехал с Кубани и был две недели, научил меня одному стихотворению: «Пани, пани...» А то было как раз на Рождество, и он хотел, чтобы я это стихотворение декламировал. От этого пошло очень много... Мама была довольна, обняла меня, расчувствовалась, отец обрадовался, но мама говорит, я боюсь, что этот Сенька сделает из тебя социалиста. В тот момент, я считаю, зерно пустило корешок...»
Патриарх с любовью вспоминал годы учебы в гимназии, людей, с которыми ему приходилось общаться: Павла Чижевского — «чрезвычайно интересный был человек, он был финансистом», М. Дмитриева — адвоката, Ф. Попадича, который «возрождал кобзарство, воспитывал любовь к украинской песне», Г. Коваленко — писателя, Панаса Мирного — «этот «дядька с бородой» нам конфеты раздавал. А ездил он на узенькой тележке, сам конем правил. Ездил в судебную палату. Уже тогда был известным писателем, помню, мама читала его произведения».
Будучи гимназистом, Степан Скрыпник систематически посещал церковь, пел в церковном хоре, прислуживал владыке Сильвестру. Существует легенда, что во время молебна владыка дал Степану поцеловать не панагию (как водится), а орден — Звезду святого Станислава. Тетя Марианна сказала: «Вот увидите, из Степы теперь будут люди!»
Окончить гимназию Степану Скрыпнику не удалось. Обстоятельства исключения его из учебного заведения остаются загадочными. В своих воспоминаниях владыка Мстислав объясняет это призывным возрастом — 18 лет. Как бы там ни было, но учеба в Полтавской гимназии — это была важная веха в жизни юноши, имевшая значительное влияние на формирование его взглядов. Эти годы вооружили его знаниями, нацелили на патриотическую деятельность, усилили ощущение национального сознания, были главной предпосылкой для общественного роста.
На заре детства Степан, очевидно, не мечтал о духовном сане. Придерживаясь традиций своего казацкого рода, он выбрал военную карьеру. После учебы в гимназии он поступил в военную школу прапорщиков в Оренбурге. Революционные события 1917 года и возрождение Украины захватили его в свой водоворот. Он служит в Первом конном полку гайдамаков им. К. Гордиенко. Об этом нам известно из письма Ивана Скрыпника к Симону Петлюре, в котором он сообщает, что Степан добровольно вступил в полк гайдамаков, и одновременно просит устроить сына в военное училище. 1917 — 1921 годы Степан Скрыпник провел преимущественно в действующих частях Украинской армии, в 1918 году он принимает участие в походе Запорожской дивизии в Крым. В июле 1918 года был арестован немцами вместе с С. Петлюрой, просидел в Киевской Лукьяновской тюрьме больше четырех месяцев. После освобождения опять видим его во фронтовых частях, вплоть до ранения в марте 1919 года. После госпиталя хорунжий С. Скрыпник переходит в Походную канцелярию Главного Атамана Войск УНР и находится там вплоть до 1921 года, когда и закончил свою службу в Украинской Армии.
После войны попал в лагерь интернированных в г. Калише, где занимался культурно-просветительской работой. Освободившись из лагеря, оседает в Луцке, имея желание жить и работать среди своего народа, но осенью 1922 года польская полиция арестовывает его за общественно-просветительскую деятельность и выселяет из Волыни. С. Скрыпник переезжает в Галичину и работает там в системе кооперации.
Майский переворот 1926 года в Польше и приход к власти Ю. Пилсудского украинцы восприняли с воодушевлением. Они надеялись, что Пилсудский, который в 1920 году поддержал Петлюру в войне с большевиками, сможет возобновить предыдущую политику, более благоприятную для украинского населения Польши. С. Скрыпник опять возвращается на Волынь, где проводит активную культурно-массовую работу среди крестьян. В том же году поступает в Высшую Школу Политических Наук в Варшаве, которую успешно оканчивает в 1930 году. Одновременно в 1929 году он окончил курсы в Свободном университете Варшавы. Тогда же С. Скрыпник женился на галичанке Иванне Витковицкой; в его семье было трое детей — сын Ярослав, дочери Тамара и Марианна.
В 1930 году С. Скрыпника избрали депутатом Польского Сейма от Волыни и Полесья (эта часть Украины до 1939 года была под властью Польши). В Сейме он пламенно отстаивал интересы православного населения Волыни, которое польская власть пыталась насильственно ополячить, разрушая православные храмы и всячески притесняя православных верующих. Он защищал социальные, национальные, образовательные права своих избирателей, получил славу выдающегося парламентария. Ответственное положение в польском парламенте не мешало Скрыпнику быть активным в украинской общественной жизни. Он был членом президиума Общества им. митрополита Петра Могилы в Луцке и председателем общества «Українська Школа» в Ровно, а также членом других украинских культурно-общественных организаций. Скрыпник помог в сохранении украинского школьничества и прессы и стимулировал украинское национальное возрождение на Волыни. Вместе с тем он активно участвовал в церковных съездах духовенства и мирян на Волыни, был организатором массовых манифестаций, прошедших 10 сентября 1933 года в Почаевской Лавре, которые положили конец московским влияниям в Православной Церкви.
Позже, в 1991 году, в интервью журналу «Українське Православне Слово», владыка Мстислав вспоминал те дни: «Мы за Почаев боролись, ведь он и в польские времена был под крылом московским. Националистические польские круги скорее поддерживали московские черносотенные организации. Я был в Ровно. Меня там прекрасно встречали. Там я жил 16 лет, водил по две, по три тысячи, однажды шесть тысяч паломников в Почаев. А теперь меня в Почаев не пускают...» В 1938 году Скрыпник произнес речь в польском Сейме, в которой выступил с протестом против принудительного окатоличивания православных украинцев. С началом немецко-польской войны он имел смелость заявить, что у украинцев нет оснований проливать кровь за Польшу, которая была на протяжении 20 лет для них мачехой. За девять лет работы в парламенте С. Скрыпник произнес около 20 речей, касающихся украинского вопроса, развития образования, церковных проблем и т. п. За это время он стал зрелым, опытным политиком, что впоследствии помогло ему в борьбе за возрождение и развитие поместной Украинской Церкви.
После вступления советских войск во Львов погибла при невыясненных обстоятельствах жена Мстислава — Иванна Скрыпник. Степан решил во второй раз не жениться, сам заботился о детях, а затем постригся в монахи. Рукоположенный в сан иерея в апреле 1942 года, впоследствии постриженный в монахи с именем Мстислав, 14 мая 1942 года он был хиротонизирован в епископа Переяславского в Андреевском соборе в Киеве. Для организационного объединения в систему УАПЦ всей украинской территории, освобожденной от большевистской оккупации, епископ Мстислав посещает важнейшие центры: прежде всего Переяславщину, потом родную Полтаву, Кременчуг, Лубны, Хорол, Харьков и другие центры Левобережья. Везде находит священнослужителей, таких необходимых после большевистского опустошения, отправляет торжественные богослужения, где произносит патриотические проповеди. В Харькове, при чрезвычайном большом съезде, отправляет в Св. Покровском монастыре торжественную Службу Божью, во время которой присоединяет к УПЦ митрополита Феофила Булдовского, чудом выжившего во время большевистского господства. Но активность, пламенные проповеди и растущая популярность молодого и энергичного епископа не нравились немецкой власти. 24 августа 1942 года С. Скрыпник получает сообщение о запрещении находиться на территории Киевщины, и он должен был, во избежание ареста, выехать на Волынь.
Здесь в октябре 1942 года епископ Мстислав принял участие в соборе епископов УАПЦ в Луцке, который из-за запрета немецкой власти проходил нелегально. На этом соборе был подписан «акт воссоединения» между представителями Автокефальной и Автономной Церквей. Этот акт — важное достижение УАПЦ под немецкой оккупацией, а одним из его создателей был владыка Мстислав. Однако это объединение не понравилось немцам, и они начали репрессии против инициаторов акта. Сильнейший гнев немецкой власти упал на епископа Мстислава, которого считали инициатором воссоединения Церквей. 12 октября 1942 года его арестовали. Держали в заключении в Чернигове, Прилуках и в Киеве, даже угрожали смертью. Позже в одном из интервью на вопрос: «Что было самое страшное на Вашем веку?» — владыка ответил: «Ничего страшного не было на моем веку. Был момент, когда я в 1943 году сидел в камере смертников в Киеве. В коридоре встретил председателя Всеукраинского кооперативного союза, меня вели в одном направлении... его — в другом, и он мне сказал: «Меня ведут на расстрел». А когда я вошел в камеру, мне сказали, что сегодня тот день, когда выводят на расстрел. А больше таких моментов страха не было. Я верил в то, что все приходит от Бога».
Благодаря ходатайству духовенства в апреле 1943 года епископ Мстислав был освобожден из тюрьмы киевского гестапо с условием, что он не будет отправлять Службу Божью и не будет проповедовать. С наступлением советских войск епископ Мстислав выезжает в Галичину, а впоследствии в Польшу, где он пробыл до весны 1944 года. В Польше, по поручению митрополита Поликарпа, в июне 1944 года епископ Мстислав организует эвакуацию украинского духовенства и их семей в Западную Европу. Речь шла о значительной группе украинцев, около 700 беженцев, в том числе 10 православных епископов, 150 священников, из них 30 греко-католических. Вместе с ними Мстислав в 1944 году эмигрировал на Запад. Его последующая деятельность архипастыря в 1944—1950 годах связана с организацией церковной жизни православных украинцев диаспоры в Германии, Франции и Канаде. В 1950 году он переехал из Канады в США, возглавил УПЦ в этой стране — сначала как архиепископ при митрополите Иване Теодоровиче, а после смерти в 1971 году владыки Ивана — как митрополит УПЦ в США, с присоединенными к ней епархиями в других странах украинской диаспоры.
Крупнейшим достижением Мстислава в те времена считается построение «Украинского Иерусалима», или «Украинского пантеона» в Баунд-Бруке около Нью-Йорка. С тех пор здесь появился центр Украинской православной церкви США. Сюда перенесена консистория и другие духовные учреждения. В 1950 годах в Баунд-Бруке появился величественный храм — церковь-памятник, а возле нее открыто православное кладбище, где нашли вечный покой выдающиеся украинские деятели, в том числе из Полтавщины: А.Левицкий, Н. Городовенко, М. Степаненко, С. Лазуренко. В комплекс вошли музей, библиотека, архив, издательство с типографией, украинская православная семинария.
С возрождением украинской государственности в 1990 году митрополит Мстислав направляет все свои силы и опыт на возобновление УАПЦ в Украине. В 1990 году на Поместном Соборе УАПЦ в Киеве 92-летний митрополит Мстислав был избран первым Патриархом Киевским и всей Украины. Судьбой выпало именно этому, немощному физически, но сильному духовно человеку возглавить первое в истории Украины патриаршее управление Православной Церковью. Удивительной была энергия, с которой патриарх Мстислав на десятом десятке своей жизни брался за дело возрождения Украинской Православной Церкви в нашем государстве. Уже сам факт, что за три года своего Патриаршества Патриарх восемь раз посещал Украину и подолгу здесь работал — говорит сам за себя.
Патриарх дважды посетил родной город. Через десятилетие разлуки Полтава встречала верного сына в мае 1991 года и в декабре 1992-го. В первый приезд владыка побывал в родительском доме, побывал там, где была Всехсвятская церковь, где его крестили, посетил место разрушенного кладбища, где упокоились его родители. Из всех ценностей его жизни Полтава чудом сохранила только родительский дом. В этом полуразрушенном аварийном здании, которому более двухсот лет, 24 декабря 1994 года был открыт мемориальный музей святого патриарха УАПЦ Мстислава Скрыпника. С тех пор «Сестринство Святой княгини Ольги» самостоятельно частично отстроило мемориальную усадьбу. Но и сегодня здание нуждается в срочном ремонте. 29 июля 1994 года на доме была открыта мемориальная доска. В 2008 году музей был переоформлен в исторический культурно-духовный центр на основе мемориального дома. Власть обещает разработать проект мемориального дома и, как только появится возможность (поступит государственное финансирование), построить музей заново из современных строительных материалов. А пока еще стоит родительский домик Мстислава на улице, носящей имя Карла Либкнехта, и ждет, как решится его судьба.
Умер Святейший Патриарх 11 июня 1993 года на 96 году жизни. Огромная и несокрушимая духом фигура этого верного сына нашего народа должна занять надлежащее место среди плеяды выдающихся украинцев, которых подарила Украине и миру Полтава.