На прошлой неделе бывший министр иностранных дел Британии Дэвид Милибэнд объявил, что планирует перебраться в Нью-Йорк, чтобы возглавить ведущую гуманитарную организацию Международный комитет спасения. На своем новом посту Милибэнд, скорее всего, обретет большой вес и голос в дебатах по вопросам таких кризисов, как сирийский. Его решение наверняка вызвало определенную зависть в Организации Объединенных Наций, которая могла бы получить пользу от работы в ее составе столь солидного и закаленного политика. Чиновники ООН уже начали предварительную оценку кандидатов на замену Генеральному секретарю Пан Ги Муну, который покинет свой пост в 2017 году. Следующим руководителем ООН может стать европеец. Но ему (или ей) будет не хватать масштаба и авторитета Милибэнда.
Борьба за преемника Пан Ги Муна может обрести некрасивый характер, поскольку в ней поддерживаемые Западом кандидаты будут выступать против альтернативных претендентов, которым отдает предпочтение Россия. Если такая ситуация похожа на возврат во времена холодной войны, то это из-за того, что ООН так пока и не освободилась полностью от наследия старого раскола между Востоком и Западом. Существует неписаное правило, которое гласит, что пост Генерального секретаря должен переходить от региона к региону. После Второй мировой войны его занимали три европейца, два азиата, два африканца и один латиноамериканец. Но в рамках аномалии, уходящей корнями во времена железного занавеса, ООН считает Восточную Европу отдельным регионом. И ни один человек из Восточной Европы пост генсека ООН не занимал.
Читайте также: Предложение ООН по правам женщин разрушит весь мир
Когда Пан Ги Мун в 2006 году боролся за эту должность с множеством других кандидатов, свою заявку на пост главы ООН сделала кандидат от Восточной Европы, бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. И она показала довольно неплохие результаты. Похоже, сейчас в дипломатических кругах складывается единодушное мнение о том, что в 2017 году наступит, наконец, очередь Восточной Европы.
Однако это подчеркивает лишь одно: у этого анахроничного региона отсутствует четкая политическая индивидуальность. В его состав входят такие бывшие страны-сателлиты СССР, как Польша, которые сегодня очень уютно устроились в составе Евросоюза. Но там также есть Россия и бывшие советские республики, такие, как Украина, которые по-прежнему привязаны к Москве. Два блока часто вступают в стычки по поводу того, кто из них должен представлять Восточную Европу на форумах Организации Объединенных Наций.
ЕС, например, воспрепятствовал попыткам Белоруссии получить место в Совете по правам человека. Но в 2011 году Россия заручилась достаточным количеством голосов для того, чтобы Азербайджан обошел Словению и занял место в Совете Безопасности. В прошлом году Россия помогла сербскому политику Вуку Еремичу (Vuk Jeremic) стать на один год председателем Генеральной Ассамблеи ООН, и он одержал верх над получившим поддержку ЕС кандидатом из Литвы. Этот пост нельзя назвать дипломатическим троном, но Еремич использует его для нанесения булавочных уколов Западу и старым врагам Сербии на Балканах. Эксперты по правам человека в этом месяце отказались от участия в организованных им дебатах по вопросам международной юстиции, опасаясь того, что Еремич превратит их в площадку для осуждения судебных процессов над сербскими военными преступниками.
Также по теме: Дебаты в ООН
Дипломаты ворчат по поводу того, что Еремич неумело решает вопросы повседневной деятельности ООН, а его руководство Генеральной Ассамблеей похоже в основном на театральное представление. Россия была бы рада, сумей Еремич организовать назначение послушного и податливого генсека ООН, поскольку это намного более влиятельный пост. Москва убеждена в том, что Пан Ги Мун в основном следовал повестке США. Она даже пригрозила изгнать его с поста из-за действий ООН в 2008 году, когда Косово провозгласило независимость.
Но члены ООН из состава ЕС тоже очень сильно заинтересованы в назначении дружественного по отношению к ним Генерального секретаря. Хотя Европа сохраняет в Организации Объединенных Наций непомерное влияние, а заместителем Пан Ги Муна является швед Ян Элиассон (Jan Eliasson), европейские дипломаты понимают, что их возможности по оказанию влияния на ООН и на ее деятельность уменьшаются в связи с изменением глобального соотношения сил. Поэтому было бы неплохо поставить у руля этой организации такого человека, который близко знает ЕС.
Так кто же включен сегодня в список претендентов? Естественно, говорят, что свой интерес к этому делу проявляет Еремич. Есть и другие имена: бывший чиновник ООН и экс-президент Словении Данило Тюрк (Danilo Türk); словацкий дипломат Ян Кубиш (Jan Kubis), ныне возглавляющий миссию помощи ООН в Афганистане; генеральный директор ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова (Irina Bokova). Но в списке претендентов наверняка появятся и другие имена, когда Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея в конце 2016 года приступят к обсуждению вариантов.
Читайте также: Совбез ООН, нужен ли он?
Перечень кандидатов будет определять множество факторов. Важную роль сыграют события, которые произойдут в будущем году в Брюсселе, ведь в ноябре 2014 года закончится срок полномочий целого ряда еврокомиссаров, главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон и председателя Совета Евросоюза Хермана ван Ромпея. Сейчас на эти должности метят амбициозные политики со всего Евросоюза. Если какой-то заметный и значительный восточноевропейский претендент проиграет в этой внутриевропейской гонке, он вполне может развернуться в сторону ООН, стремясь получить утешительный приз.
Однако характер гонки также будет определяться тем, как будут развиваться отношения Запада с Москвой. Пока в дипломатических отношениях ООН с Россией продолжает доминировать вопрос о войне в Сирии. Появляются первые признаки того, что порожденные этим кризисом недобрые чувства начинают влиять на дебаты по другим, не связанным с ним проблемам. Тем не менее, российские дипломаты подчеркивают, что они по-прежнему готовы к сотрудничеству по многим вопросам. Если сирийский кризис каким-то чудом придет к стабильному завершению – или если Москва запоздало признает стратегическое безрассудство своей поддержки режима в Дамаске – то отношения могут улучшиться.
Однако, если отношения с Москвой останутся напряженными или даже хуже того, то избрание Генерального секретаря может превратиться в громоотвод для этой напряженности. Россия может пригрозить заблокировать тех пользующихся поддержкой ЕС кандидатов, которые когда-то позволяли себе критиковать Москву. Поскольку первоначальное решение по кандидатуре генсека принимает Совет Безопасности, Россия и прочие постоянные члены могут превратить этот процесс в войну на истощение, грозя наложением вето на кандидатов.
Также по теме: На конференции ООН не удалось договорится о соглашении по оружию
Если Восточная Европа не сумеет единодушно представить своего кандидата, то могут появиться претенденты из других регионов. В 2006 году целый ряд государственных деятелей из Западной Европы изучал возможности для участия в гонке на тот случай, если страны Азии не смогут договориться о собственной кандидатуре (а такие ошибочные прогнозы были у некоторых экспертов).
Однако на сей раз политическим руководителям из ЕС не следует делать такие ставки. Если ЕС сумеет составить сокращенный список восточноевропейских кандидатов на пост Генерального секретаря, а затем даст им возможность высказаться в своих регионах и на международной арене в течение предстоящих двух лет, то вполне может появиться конкретный фаворит на смену Пан Ги Муну, несмотря на российские сомнения. Такая перспектива может показаться преждевременной, а возможно и неуважительной по отношению к нынешнему генсеку, которому предстоит еще почти четыре года работать на своем посту, формируя собственное наследие. И тем не менее, сегодня, когда из-за Сирии страдает репутация ООН, серьезные международные дебаты о том, как направить деятельность организации в нужное русло, могут оказаться полезными, а также предпочтительными дипломатической ссоре.
Ричард Гоуэн — помощник директора Центра международного сотрудничества (Center on International Cooperation) при Нью-Йоркском университете по вопросам урегулирования кризисов и миротворческих операций, а также старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations).