Что можно сказать о диалоге христианского и мусульманского мира? Представители ислама, присутствовавшие на коронации Папы Франциска, по всей видимости, предпочитают нового понтифика (он омыл ноги мусульманина в римской тюрьме и пожелал «навести мосты между религиями», вернувшись к «спокойному диалогу с исламским миром») его предшественнику Бенедикту XVI, который посмел призвать мусульман к ответу за религиозное насилие.
Так, глава Организации исламского сотрудничества (включает в себя 57 мусульманских государств) Экмеледдин Ихсаноглу выразил надежду на то, что «отношения ислама и христианства вновь станут сердечной, искренней дружбой». Кроме того, каирский Университет аль-Азхар (обладает высочайшим авторитетом в суннитском исламе) объявил, что может возобновить прерванный при Бенедикте XVI диалог. В первый раз этот «разрыв» состоялся в 2006 году, после выступления Ратцингера в Регенсбурге: Папа процитировал слова византийского императора, который посетовал на «бесчеловечность» идей пророка Мухаммеда и сказал, что «они распространяют насилие». Второй эпизод произошел уже в 2011 году, когда понтифик обратился к мусульманским странам с призывом защитить оказавшиеся под угрозой христианские меньшинства... Это обращение прозвучало после теракта с участием смертника в александрийской Церкви двух святых (погибли 23 копта-христианина) в ночь с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года.
Как бы то ни было, все это не подвигло исламские государства на осуждение агрессии против неверных, пока она находит отражение в Коране и шариате. Именно этим и был так недоволен Ратцингер. Вместо того, чтобы попытаться по-новому взглянуть на ситуацию, аль-Азхар, ОИС и Мекка, которые неизменно отстаивают тоталитарную концепцию ислама, решили приостановить все встречи с представителями Ватикана под предлогом «нападок» Бенедикта XVI на мусульманскую веру. Они опровергли факты, реальность которых признают все без исключения умеренные и реформаторски настроенные мусульмане, и в один голос раскритиковали «утверждение о том, что мусульмане преследуют других людей, которые живут вместе с ними на Ближнем Востоке»...
Читайте также: Христиане и мусульмане в Ливане
57 стран ОИС во главе с Саудовской Аравией, Турцией, Пакистаном и Египтом начали глобальную кампанию по очернению христианской церкви и «крестоносного» Запада, затронув чувствительную струну болезненной европейской совестливости, и в стремлении представить мусульман в качестве жертв. Кульминацией этой кампании, которая привела к гибели далеко не одного христианина, стали карикатуры на пророка Мухаммеда и «антиисламские фильмы», призванные заставить всех позабыть о христианофобии мусульманского мира.
Двойные стандарты и отсутствие критики
Таким образом, многие из охваченных беспокойством (его только обостряет вспышка агрессии, направленной против христианства и Запада) христиан с радостью отмечают, что Папа Франциск гораздо лучше Ратцингера оценивает «восприимчивость мусульманских стран». Кроме того, они надеются, что политика примирения позволит улучшить печальную судьбу христиан на Востоке. Советник великого имама аль-Азхара по межрелигиозным вопросам Махмуд Азаб, в свою очередь, сделал такое заявление: «Надеемся, что новому Папе удастся навести прочные мосты для взвешенного и эффективного диалога между исламским миром и Ватиканом, и что этот диалог позволит достигнуть консенсуса по важнейшим ценностям, которые сохраняют достоинство ислама и дают ему конкретные подтверждения. (...) Мы вернемся к диалогу с Ватиканом после появления новой политики». Готовность к примирению на определенных условиях... которая дает понять, что именно церковь несет всю ответственность за прекращение диалога, и что исламские страны не обязаны уважать свободу вероисповедания собственных меньшинств, чьи права неизменно нарушаются законами шариата. Более того, в некоторых государствах, таких, как Саудовская Аравия, Иран и Судан, за отречение от ислама и проповедь христианства полагается смертная казнь!
Также по теме: Как современный ислам стал таким нетерпимым?
В этой связи нельзя не поразиться такому одностороннему требованию терпимости и полному отсутствию самокритики со стороны официальных исламских инстанций, которые постоянно оказывают давление на ООН и наши правительства для принятия законов по борьбе с «богохульством», нацеленных на самом деле на ограничение свободы слова под предлогом противодействия «клевете на ислам». Однако в то же самое время в мусульманских странах христиане вообще не могут исповедовать свою веру (Саудовская Аравия) или же постоянно становятся жертвами терактов (Пакистан, Судан, Магриб, Турция, Египет и т.д.)... Пока страны ОИС в один голос кричат об «исламофобии» Запада, последователи Христа являются гражданами второго сорта в мусульманском мире — унижаемыми всеми меньшинствами.
Неравноправный диалог: исламофобия против христианофобии
Мусульманские страны требуют от европейцев извинений за крестовые походы и колонизацию, однако сами вовсе не горят желанием покаяться за варварское пиратство, порабощение африканцев и славян, прошлую исламскую колонизацию (Африка, Андалузия, Сицилия, Балканы) и даже геноцид 1,5 миллиона армян в Турции (1896-1915) и 2 миллионов христиан и анимистов в Южном Судане (убиты исламистским суданским режимом в период с 1970 по 2007 год). Геноцид в Южном Судане до сих пор не был официально признан таковым в ООН, которая по-прежнему идет на поводу у морального диктата и дипломатического давления ОИС...
Читайте также: Мусульманские богословы - теракты смертников противоречат нормам ислама
Разумеется, через прошлое нужно переступить, и христианско-исламский диалог, по всей видимости, опирается на искренние намерения. Но он возможен лишь при условии, что мусульманские страны будут бороться с исламской христианофобией точно так, как Запад борется с исламофобией. Этот диалог, который был начат Ватиканом безо всяких условий в 1960-х годах, не приведет ни к чему, пока мусульманские страны будут рассматривать протянутую христианами руку и их одностороннюю терпимость как признаки слабости (что, кстати говоря, не так уж далеко от истины...). Потому что слабость лишь придает мучителям новых сил.
Предложенный Иоанном-Павлом II диалог христианства и ислама не стал препятствием для массового уничтожения христиан в Судане и Ираке, а также убийства католических священников в Турции: Андреа Санторо (Andrea Santoro) в 2006 году и Луиджи Падовезе (Luigi Padovese) в 2010 году. Точно так же, молчание Папы Франциска по поводу новой христианофобии и его «исламокорректные» заявления не остановят суды над отступниками и прочие преследования христиан в Пакистане, Сирии, Северной Африке и других регионах...
Настоящая «арабская весна» случится только тогда, когда в законодательстве исламских стран будет четко прописано равноправие мусульман и немусульман (так же, как мужчин и женщин), чего, по всей видимости, в ближайшее время ждать вряд ли стоит... Тем временем ООН, США, ЕС и европейским правительствам необходимо потребовать равноправия и обоюдных шагов или даже поставить условия для предоставления экономической помощи и подписания дипломатических соглашений... Западным демократиям давно пора перестать выслушивать упреки в исламофобии от неприкрыто христианофобских стран!
Александр дель Валль — признанный геополитик, преподаватель международный отношений в Университете Метца и сотрудник газеты France Soir.