Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хомский: Достоинство и насилие в Палестине

© Фото : Страница Heroine в Twitter Палестинский ребенок под прицелом израильского солдата
Палестинский ребенок под прицелом израильского солдата
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шведский писатель Хеннинг Манкель рассказывает об ужасах гражданской войны в Мозамбике и о том, как встретил молодого человека в лохмотьях. «Я заметил нечто такое, чего не забуду всю свою жизнь, - говорит Манкель. – Я посмотрел на его ноги. Обуви на нем не было, но он нарисовал на своих ногах туфли. Он использовал краску из земли и корней, которая заменила ему обувь. Он нашел способ сохранить свое достоинство».

Эта статья является адаптированной версией лекции Ноама Хомского, прочитанной им в Лондоне 18 марта 2013 года.

Шведский писатель Хеннинг Манкель рассказывает об ужасах гражданской войны в Мозамбике и о том, как встретил молодого человека в лохмотьях. «Я заметил нечто такое, чего не забуду всю свою жизнь, - говорит Манкель. – Я посмотрел на его ноги. Обуви на нем не было, но он нарисовал на своих ногах туфли. Он использовал краску из земли и корней, которая заменила ему обувь. Он нашел способ  сохранить свое достоинство».

Такие сцены всегда будут вызывать болезненные воспоминания у тех, кто был свидетелем жестокости и унижения, которые существуют повсюду. Одним из поразительных примеров такого рода, одним из очень многих, является Газа, которую мне удалось посетить впервые в октябре прошлого года.

Там насилие наталкивается на упорное сопротивление «самидинов» - людей, которые выдерживают испытания, если говорить словами Раджи Шехаде (Raja Shehadeh) из его книги мемуаров о палестинцах в оккупации «The Third Way» (Третий Путь»), написанной 30 лет назад.

Когда я возвращался домой, появились сообщения об израильском нападении на Газу, которое Соединенные Штаты поддержали, а Европа вежливо проигнорировала.

Читайте также: Семь блестящих мыслей Ноама Хомского об американской империи

Израиль - это не единственный противник Газы. Южная граница сектора остается в основном под контролем страшной тайной полиции Египта Мухабарат. Заслуживающие доверия источники сообщают о ее тесных связях с ЦРУ и израильским Моссадом.

В прошлом месяце молодой журналист из Газы направил мне статью, в которой рассказывает о последнем выступлении египетского государства против народа Газы.

Сеть ведущих в Египет тоннелей является единственным каналом снабжения для жителей Газы, которые находятся в жестокой блокаде и постоянно подвергаются атакам. Египетское правительство изобрело недавно новый способ закрытия этих тоннелей: оно наполнило их нечистотами из канализации.

Между тем, израильская правозащитная организация «Бецелем» сообщает о новом устройстве, которое использует армия Израиля для борьбы с еженедельными мирными демонстрациями протеста против незаконного возведения разделительной стены, на самом деле являющейся стеной аннексии.

Самидины действуют очень изобретательно и уже научились справляться со слезоточивым газом. Поэтому израильская армия сейчас использует новое средство, поливая демонстрантов и их дома струями ядовитой жидкости, похожей на нечистоты.

Эти атаки вновь доказывают, что великие умы думают одинаково, сочетая преступные репрессии и меры унижения.

Последствия авиаудара в секторе Газа, Палестина


Трагедия Газы началась в 1948 году, когда сотни тысяч палестинцев в ужасе бежали оттуда или были изгнаны израильскими войсками, захватившими эту территорию.

Также по теме: Надвигается ли третья палестинская интифада?

Премьер-министр Давид Бен-Гурион (David Ben-Gurion) заявлял, что «арабам государства Израиль остается лишь одно – бежать прочь».

Следует отметить, что сегодня самую активную поддержку Израилю на международной арене оказывают Соединенные Штаты, Канада и Австралия. Это так называемая англосфера – общества переселенцев-колонизаторов, которые основаны на уничтожении или выдворении коренного населения в интересах высшей расы. Там такое поведение считается естественным и похвальным.

На протяжении десятилетий Газа является сценической площадкой, где разыгрываются всевозможные спектакли жестокости и насилия. К ним относятся такие тщательно спланированные зверства, как операция «Литой свинец», проведенная в 2008-2009 году. Детоубийством назвали эту операцию норвежские врачи Мадс Гилберт (Mads Gilbert) и Эрик Фосс (Erik Fosse), которые работали в Газе в госпитале «Аль-Шифа» вместе со своими палестинскими и норвежскими коллегами на всем протяжении этого преступного нападения. Слово это весьма уместно, поскольку тогда были убиты сотни детей.

Насилие принимает самые разнообразные формы, какие только смогли изобрести люди, используя для этого все свои умственные способности. Не последними в этом списке являются боль и страдания от жизни в изгнании.

Эта боль особенно чувствуется в Газе, где люди постарше до сих пор могут увидеть за пограничной полосой дома, из которых они были изгнаны. Или могли бы, имей они возможность приблизиться к границе без страха получить пулю.

Читайте также: Хомский - Когда фарс граничит с трагедией

Одна из форм наказания - это закрытие все новых участков границы Газы с превращением ее в буферную зону. В нее уже включили половину пахотных земель сектора, о чем говорит ведущий специалист по Газе из Гарварда Сара Рой (Sara Roy).

Являясь выставкой человеческого потенциала насилия и жестокости, Газа также стала воодушевляющим примером борьбы за человеческое достоинство.

Молодая женщина Гада Агиль (Ghada Ageel), уехавшая из Газы в Канаду, пишет о своей 87-летней бабушке-беженке, которая до сих пор находится в Газе, как в западне. До того, как ее изгнали из разрушенной ныне деревни, женщина «владела домом, фермами и землей. У нее была честь, чувство собственного достоинства и надежда».

Это поразительно, но, как и все палестинцы в целом, пожилая женщина не теряет надежду.

«Когда я увидела свою бабушку в ноябре 2012 года, она была необыкновенно счастлива, - пишет Агиль. – Удивленная ее радостным настроем, я попросила объяснить причину. Она посмотрела мне в глаза и к моему удивлению сказала, что ее больше не волнует родная деревня и достойная жизнь, которую она потеряла безвозвратно».

Деревня, сказала старушка Агиль, «у тебя в сердце, и я знаю, что ты не одинока в своем путешествии. Не отчаивайся. Мы туда вернемся».

Стремление к достоинству инстинктивно понимают те, кто берется за дубинки, и кто признает, что кроме насилия, лучший способ подорвать чувство собственного достоинства - это унижение. Именно такая обстановка царит сегодня в тюрьмах.

Также по теме: Почему палестинцам постоянно удается обманывать Израиль?

Повседневная деятельность израильских тюрем снова подвергается тщательной проверке. В феврале в израильской тюрьме скончался 30-летний работник заправочной станции Арафат Джарадат (Arafat Jaradat). Обстоятельства его смерти могут вызвать новую интифаду.

Палестинские школьники в секторе Газа


Джарадата арестовали в полночь у него дома (вполне подходящее время, чтобы запугать его семью). Его обвинили в том, что несколькими месяцами ранее он бросал камни и бутылки с зажигательной смесью во время ноябрьского нападения Израиля на Газу.

Джарадат на момент ареста был вполне здоров. Последний раз живым его видел адвокат в суде, который заявил, что мужчина «сгорбился, был напуган, ошеломлен и раздавлен».

Суд отослал его дело на доследование, а Джарадата вернул в тюрьму еще на 12 дней. Его нашли в камере мертвым.

Журналистка Амира Хасс (Amira Hass) пишет: «Палестинцам не нужно израильское расследование. Для них смерть Джарадата - это гораздо больше, чем трагедия, от которой пострадал он и его семья. Для них смерть Джарадата - наглядное доказательство того, что израильская система регулярно использует пытки. Из собственного опыта они знают, что цель пытки не только осудить человека, но главным образом запугать и поработить весь народ».

Читайте также: Популярность Вифлиема на пользу палестинцам

Средства для достижения этой цели хорошо известны как внутри страны, так и за рубежом – это унижение, позор и террор.

Потребность унижать тех, кто поднимает голову, это неистребимая составляющая имперского менталитета.

Что касается Израиля и Палестины, то в мире давно уже существует почти единодушное мнение о необходимости дипломатического урегулирования, но Соединенные Штаты  с молчаливого согласия Европы препятствуют такому урегулированию вот уже 35 лет.

Презрение к жертвам - это важное препятствие на пути урегулирования хотя бы с малой долей справедливости, человеческого достоинства и уважения к правам человека. Данное препятствие можно преодолеть, если над этим сосредоточенно и напряженно трудиться, как делается в других местах.

Если сильные мира сего не научатся с уважением относиться к достоинству жертв, такие непреодолимые препятствия сохранятся, и мир будет обречен на насилие, жестокость и тяжкие страдания.

Ноам Хомский – заслуженный профессор лингвистики и философии Массачусетского технологического института. Его новая книга называется «Power Systems: Conversations on Global Democratic Uprisings and the New Challenges to U.S. Empire. Conversations with David Barsamian» (Системы власти: беседы с Дэвидом Барсамяном о демократических восстаниях в мире и о новых вызовах американской империи).