Однажды Корейский полуостров уже был охвачен кровавой войной. В 1950 году Ким Ир Сен, дед нынешнего правителя Северной Кореи, заручившись поддержкой Китая и СССР, принял решение о нападении на Юг.
«Корейская война – это не прошлое, это настоящее», — говорит генерал-полковник Йе Син Ю, глава штаба по планированию южнокорейского министерства обороны. Редко случается, когда образная фраза, сказанная в научном ключе, приобретает такую актуальность.
На протяжении нескольких месяцев сталинистский режим Севера провоцирует прозападный Юг. После многочисленных угроз со стороны Пхеньяна США направили на учения в Восточную Азию два стратегических бомбардировщика B-2, способных нести в том числе ядерное оружие.
Сегодняшняя ситуация фатально напоминает последние месяцы перед началом Корейской войны в 1950 году. 63 года назад северокорейский диктатор Ким Ир Сен, дед нынешнего правителя Ким Чен Ына, при помощи победоносной войны хотел взять под контроль тяжелую внутриполитическую ситуацию в стране.
Возможно, намерения через агрессию прийти к успеху возникли в свете высказывания госсекретаря США Дина Ачесона. Опытный и осторожный в общении с коммунистами дипломат в середине января 1950 года очертил в своем выступлении сферу интересов США в Тихом Океане. Южная Корея, часть полуострова, оставшаяся после Второй Мировой войны вне коммунистического блока, находилась за пределами спектра интересов США.
Вторжение под предлогом
Хотели ли США, в отличие от их политики сдерживания коммунистических режимов в Центральной Европе, отойти от своего курса в Восточной Азии? Вероятно так рассуждал Ким Ир Сен. Во время визита в Москву в апреле 1950 года ему удалось убедить Иосифа Сталина оказать поддержку Северной Корее в нападении на Юг.
Спустя несколько недель коммунистический режим начал эскалацию напряженности. Хотя президент Южной Кореи Ли Сын Ман был далеко не образцовым демократом и, напротив, считается виновным в организации массовых беспорядков в стране, никто не верил в то, что объединенная Корея под властью коммунистического режима будет жить лучше.
Несмотря на многочисленные нарушения границ и локальные военные атаки, нападение северокорейских войск 25 июня 1950 года оказалось неожиданным. Под предлогом отражения масштабного нападения со стороны Юга, северокорейские войска пересекли демаркационную линию и вторглись на территорию Южной Кореи. Уже во время первого воздушного удара по столичному аэродрому Кимпо, северокорейские бомбардировщики уничтожили транспортный самолет военно-воздушных сил США.
Президент США Гарри Трумэн без промедления принял решение об оказании поддержки Южной Корее в борьбе с агрессором. За время предшествующих конфликтов с коммунистическими странами он уяснил, что сталинисты расценивают любые уступки или надежду на мирное урегулирование как проявление слабости.
СССР бойкотирует заседание Совбеза ООН
Холодная война становилась все горячее. Трумэн уполномочил командующего силами США в Восточной Азии, генерала Дугласа Макартура, задействовать американские войска. Совбез ООН незамедлительно проголосовал за военное вмешательство. СССР бойкотировал решающее заседание. Поначалу слабо подготовленные южнокорейские войска не выдерживали натиска. Лишь с поддержкой прибывшей в срочном порядке пехотной дивизии США удалось дать отпор северокорейской армии в окрестностях города Бузан на юго-востоке полуострова.
В существовавшей на тот момент лишь год Федеративной Республике Германия нападение на Южную Корею вызвало настоящий шок. Слишком похожи были их судьбы. Как в Корее, так и в Германии существовало два враждующих правительства – коммунистическое и прозападное. В обеих странах сталинский режим распространял агрессивную риторику, в обеих странах проходило активное вооружение коммунистического сектора. Последует ли за одобренным Сталиным нападением на Южную Корею атака со стороны ГДР на ФРГ?
В сентябре 1950 года Макартуру при помощи южнокорейской армии и войск ООН удалось оттеснить северокорейских солдат за прежнюю границу. Пришла очередь вмешаться Сталину и Китаю, который скорее неохотно поддерживал Северную Корею. Мао Цзэдун направил в регион солдат для подкрепления, Сталин – самые современные самолеты. Так, коммунисты изгнали Макартура из Северной Кореи. Генерал потребовал от президента Трумэна расширения военных действий на территорию Китая, в результате чего из-за несоблюдения субординации был освобожден президентом от командования.
Больше 4-х миллионов жертв
Активные военные действия проходили до осени 1951 года, далее началась позиционная война. Почти на протяжении двух лет затягивались переговоры о перемирии, к первому результату они привели лишь в конце июля 1953 года. В состоянии перемирия Корея находится и по сегодняшний день – официальный мирный договор, который завершал бы войну, так и не был подписан.
Агрессия Ким Ир Сена повлекла за собой огромное количество жертв. С конца июня 1950 по конец июля 1953 года погибло 2,5 миллиона жителей Северной и миллион жителей Южной Кореи. Потери китайской армии составили почти один миллион солдат, среди которых был сын Мао, Аньин. Война унесла жизни 36914 солдат американской армии (не 54246, как указано на Мемориале Ветеранам Корейской войны в Вашингтоне), 103284 солдат были ранены. Из-за войны 4,5 миллионов жителей Северной Кореи вынуждены были покинуть свою родину. В 1953 году империя Ким Ир Сена насчитывала вдвое меньше жителей, чем в 1950 году.
Несмотря на такое огромное количество жертв, в Германии о Корейской войне долгое время не вспоминали. Разделение страны, и в первую очередь, вьетнамский вопрос вытеснили ее из общественного сознания. Германский исторический Институт в Москве недавно провел заседание, посвященное международному контексту войны. Доклады, опубликованные в форме книги, в свете складывающейся ситуации в регионе приобретают все большую актуальность.
В любом случае, известно одно: Президент Барак Обама не захочет породить сомнения в решительности США. Он не повторит ошибку Дина Ачесона, которую он совершил в январе 1950 года.