Кризис даже музыку заставляет умолкнуть. В середине марта, накануне ожидаемого турне музыканты известного симфонического оркестра Сан-Франциско объявили забастовку и уложили свои инструменты в футляры. Никакого турне, никаких симфоний. Бастуя, американские музыканты пытаются отстоять свои права.
Переговоры о возобновлении контрактов. Музыканты выстроились перед входом в Дэвис-холл, как наши рабочие перед воротами завода в Мирафиори. С плакатами в руках они заставили выслушать свои претензии. Их рабочие контракты истекли 15 февраля, но переговоры об их возобновлении застопорились, так как руководство предложило сделать перерыв, во время которого, однако, оркестр должен был продолжать свою работу.
Пересмотреть заработную плату. Музыканты не поддержали предложение руководства и потребовали пересмотра условий выплаты заработной платы. «Мы считаем, что финансовое положение оркестра - прекрасное, но руководство, пользуясь кризисом в других секторах, потребовало, чтобы музыканты согласились на драконовское сокращение заработной платы и гонораров, отбросив оркестр на десятилетия назад и предав забвению правила защиты контрактов музыкантов, которые должны гарантировать сохранение мастерства артиста», - заявил в официальном коммюнике пресс-секретарь протеста скрипач Дэйв Годри (Dave Gaudry).
Культурный и социальный кризис. Итак, в Соединенных Штатах звучит похоронный марш по классической музыке. Кризис нанес тяжелый удар, и случай с симфоническим оркестром Сан-Франциско — это только последний по времени среди других ему подобных. Речь здесь идет не только об экономическом кризисе, из которого Соединенные Штаты в целом вышли легче и раньше все еще борющейся с ним Европы, но о кризисе культурном и социальном.
Согласно данным Национального фонда поддержки искусств (National Endowment for the Arts) (американский аналог итальянского Единого фонда поддержки искусств), посещение публикой театров оперы и балета и концертов классической и джазовой музыки сократилось на несколько десятков процентов. В среднем публика состарилась, а интернет отвлек внимание от концертов и спектаклей на сценах филармоний и театров. Рецессия началась в 2008 году, и музыкальный сектор попал в тупиковую ситуацию.
Банкротство Филадельфийского оркестра в 2011 году
В Детройте, где к финансовому краху присоединился упадок в промышленности, в октябре 2010 году местный симфонический оркестр отменил целый сезон. В 2011 году Филадельфийский оркестр объявил о банкротстве. Он был основан в 1900 году и относился к самым лучшим симфоническим оркестрам мира. Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Риккардо Мути и Вольфганг Заваллиш руководили коллективом. Прокатилась волна сокращений и забастовок в оркестрах Атланты, Миннеаполиса, Индианаполиса, Сент-Пола и Джэксонвилла. Симфонические оркестры Сиракьюса, Гонолулу и Нью-Мексико уже прекратили свое существование.
Дефицит бюджета. Среди дирижеров Чикагского симфонического оркестра были Рафаэль Кубелик, Фриц Райнер, Жан Мартинон, сэр Георг Шолти и Даниэль Баренбойм. Сейчас его музыкальным директором является итальянский дирижер Риккардо Мути. Но у оркестра - глубокий дефицит бюджета. Chicago Tribune подсчитала, что доходы от продажи билетов не покрывают и половины расходов, необходимых для выступлений. Администрация оркестра еще должна выплатить часть из 110 миллионов долларов, потраченных на реконструкцию Симфонического центра, завершенную в 1997 году.
Дефицит составляет 10,8 миллионов. Дефицит последних десяти лет составляет 10,8 миллионов. 2011 год завершился дефицитом в 927 тысяч долларов, а предварительные данные свидетельствуют о том, что в 2012 году дефицит составит 1,3 миллиона.
Административные расходы оркестра увеличились до 53,4 миллионов долларов в год. Есть риск, что сократятся общественные фонды и частные пожертвования. «Для искусства и классической музыки наступили трудные времена, - сказала Дебора Раттер (Deborah Rutter), президент Ассоциации Чикагского симфонического оркестра. - Мы пытаемся увеличить доходы и сократить расходы».
Уменьшение зарплат и гонораров. Уменьшить расходы означает, прежде всего, сокращение зарплат, гонораров и возмещение расходов музыкантам и артистам, от которых требуется высокое мастерство в обмен на все сокращающееся вознаграждение.В Чикаго в начале сезона музыканты тоже бастовали, чтобы привлечь внимание к условиям их труда.
Несмотря на кризис зарплата администраторов оркестров выросла на 34%
С точки зрения оркестровых музыкантов, одной из проблем является чрезмерно высокая оплата работы администраторов, дирижеров и знаменитых музыкантов. По словам бастующих музыкантов из Сан-Францисского симфонического оркестра, в последние два года несмотря на критическую ситуацию, зарплата администраторов оркестра выросла на 34%, причем им выплачивались бонусы. Огромную статью расходов представляют зарплаты дирижеров. Как в футболе, звезды привлекают зрителей и ведут к победам (в нашем случае - артистическим), но стоят дорого.
2,2 миллиона долларов Риккардо Мути. Риккардо Мути в 2011 году получил в оркестре Чикаго 2,2 миллиона долларов в виде зарплаты, гонорара за выступления и за права на запись и транслирование.
Его предшественник Даниэль Баренбойм (дирижер ЧСО до 2005 года) получал 1,9 миллиона в год, но сюда включались и его гонорары за его сольные выступления. Дирижер Сан-Францисского симфонического оркестра Майкл Тилсон Томас имеет контракт на 2,41 миллиона долларов, а Джеймс Ливайн получает в Метрополитан-опера 2,06 миллиона долларов.
Средние зарплаты среди самых высоких в мире. Оркестровые музыканты зарабатывают гораздо меньше. Базовая зарплата музыканта из Чикагского симфонического оркестра — одна из самых высоких в мире и составляет 144040 долларов. Это меньше того, что получает наш запасной футболист из серии А. Многие эти институты получают государственные дотации, но из-за сокращения местного и национального бюджетов есть риск, что объем финансирования будет сокращен в ближайшие годы.
Филадельфийский оркестр может послужить примером. После банкротства этот симфонический оркестр вынужден был начинать с нуля.
Был пересмотрен контракт с центром Киммел (Kimmel Center), где проходят концерты, были снижены зарплаты менеджерам, а музыканты согласились с сокращением зарплат на 20% и отказались от некоторых пенсионных прав.
Обновить имидж институтов. Руководство оркестром было доверено молодому канадскому дирижеру и пианисту французского происхождения Яннику Незе-Сегену. Он пытается обновить имидж оркестра, ищет новую публику, вносит новшества в организацию сезона, включая первые исполнения произведений современных композиторов.
Филадельфийский симфонический оркестр уже преподал урок, так как даже в самый черный период кризиса и банкротства он не прекращал своих выступлений, потому что мы бедны без денег, но без музыки стали бы еще беднее.