В одном из древнегреческих мифов рассказывается, как дочь колхидского царя Медея влюбилась во врага своего отца аргонавта Ясона, приплывшего в их страну заполучить золотое руно – символ особой силы и власти. Она предала своего отца, оказав помощь возлюбленному, использовав волшебные силы. Медея дала Ясону специальное масло, чтобы тот смазал свое тело и таким образом уберегся от огнедышащего дракона. Когда из зубов дракона выросли воины и начали преследовать Ясона и его товарищей, аргонавт по совету Медеи бросил в них камень, и те начали убивать друг друга. Затем, когда Медею с Ясоном стал нагонять в море ее отец, она с невероятной жестокостью убила собственного брата и выбросила части его тела в море по пути следования корабля, чтобы задержать преследователей. Эта женщина прекрасно понимала, что на мужчину можно влиять через его дитя.
Трагедия «Медея» под аккомпанемент иранской музыки
Совсем недавно Медею на Международном театральном фестивале в Лос-Анджелесе сыграла Аннетт Бенинг. Эта актриса, будучи также членом Американской киноакадемии, накануне президентских выборов в 2009 году посетила Иран и встретилась с некоторыми иранскими кинематографистами. В самом Лос-Анджелесе по приглашению Американской киноакадемии постановку на пятый день своего визита в США посетила группа иранских деятелей искусств.
В пьесе «Медея», сыгранной на подмостках Лос-Анджелеса под иранскую музыку, повествуется о том, к каким горьким последствиям может привести любовная страсть. Ради нее женщина может пойти на крайнюю жестокость. Пьеса сопровождалась живым исполнением традиционной иранской музыки ансамблем «Лиан», который состоит из семи иранских и американских музыкантов и композиторов, проживающих в Лос-Анджелесе. Эту группу создали иранцы, давно живущие в Соединенных Штатах, – Хуман Пурмехди и Пирае Пурафар. «Лиан», исполняющая экспериментальную музыку с элементами иранских мотивов и американского джаза, впервые получил возможность выступить вживую. Пьесу «Медея» поставила театральный режиссер Лена Юдовики, которая использовала для постановки новый перевод классического произведения древнегреческого драматурга Эврипида издания 1994 года. Постановка выходит за временные рамки и в значительной степени является современной, хотя в ней используются классические приемы древнегреческой драматургии, в частности, хоровое пение двенадцати актрис. Помимо живого исполнения иранской музыки группой «Лиан», на сцене также были представлены удивительные декорации.
В группу активных деятелей стратегии «Медея», выступающих в качестве «постановщиков» после президентских выборов 2009 года, вошло большое количество женщин-политиков и деятелей искусств как внутри Ирана, так и за его пределами. Как упомянул одни из претендентов на победу в ходе последних выборов, большую роль в развитии ситуации сыграла деятельность некоторых представителей искусства.
Стратегия «Медея» имела целый ряд направлений, в числе которых можно указать и на внушение мысли о блестящей перспективе граждан в случае их эмиграции за пределы Ирана, причем последняя подразумевает вместе с отъездом из страны и фактический выход из правового поля действующей в ней власти. В дальнейшем такие люди для сохранения своего статуса в новой стране проживания и избежания преследования со стороны иранских властей непременно смогут использовать имеющиеся связи на родине и достижения собственно революции для борьбы с исламским строем и его представителями. Между тем, враг (Ясон по пьесе) остается в явном выигрыше и изо всех сил пытается убедить принести в жертву «сыновей революции», чтобы заполучить воображаемую свободу, удовлетворить собственное чувство мести и нанести еще больший урон существующему в Иране исламскому строю.
В этом сценарии особо уместно использовать женщин, действующих, за редким исключением, скрытно. Доказательством реализации в Иране стратегии «Медея» является тот факт, что американский журнал Foreign Policy позиционировал Захру Рахнавард (супругу одного из лидеров иранской оппозиции Мирхоссейна Мусави) как идейного вдохновителя и мозгового центра последних протестов в Иране. В данном проекте особое внимание было уделено участию в протестном движении жен и дочерей известных иранских политиков (в частности, председателя Совета по целесообразности Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, дочь которого Фаезе Рафсанджани была осуждена на полгода тюремного заключения за пропаганду против существующего строя и лишь недавно освободилась). Foreign Policy публикует список людей, идейные разработки которых наиболее значимы в глобальном масштабе, и на третьем месте в нем после председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы США Бена Бернанке и президента США Барака Обамы значится именно Захра Рахнавард – мозговой центр «зеленого движения» в Иране и супруга кандидата в президенты страны, потерпевшего поражение на выборах в 2009 году. По версии журнала, «Иранская Медея» была и главным режиссером бархатного переворота в Иране. После объявления результатов голосования, подтвердивших победу Махмуда Ахмадинежада и фиаско Мирхоссейна Мусави и стоявших за ним тайных покровителей, она дала интервью телеканалу ВВС. В нем Рахнавард, сославшись на то, что сама она является луркой, а ее супруг – азербайджанцем, заявила, что сам этот факт отвергает возможность проигрыша Мусави в соответствующих этнических провинциях страны. Она объявила буквально следующее: «Разве может такое быть, чтобы луры не отдали голос за своего зятя?» Правда, она забыла отметить, что лурский народ не поддержал не только своего «зятя», но и земляка Мехди Кярруби, ближайшего соратника Мусави.
Заставить народ усомниться в результатах голосования и призывать их к неповиновению властям старались также дочери и супруги других именитых политиков Ирана. Эти женщины выбрали занятие политикой не для служения своей родине, а для собственного карьерного роста. Женское движение активизировалось не только в Иране, но за рубежом. К нему примкнули Ширин Эбади (лауреат Нобелевской премии мира в 2003 году), Жила Бани-Якуб (обладательница так называемой премии за свободу слова в 2009), Назанин Бонияди (американская телеведущая и киноактриса иранского происхождения, появляющаяся в откровенных нарядах), Ширин Нешат (режиссер фильма «Женщины без мужчин» о роли женщин в перевороте 18 августа 1953 и свержении Мосаддыка), Захра Амир-Эбрахими (актриса, приявшая участвие в антииранской постановке «Мечты молчащих ангелов» в Париже) и многие другие «иранские Медеи».
В принципе, такое участие женщин уже известно истории ислама и Ирана. Приведем в качестве примера Джаду, супругу и отравительницу второго шиитского имама Хасана. В новой истории Ирана можно указать на Махдолию, мать каждарского шаха Насреддина, которая в XIX веке организовала заговор против министра-реформатора Амира Кабира. Нельзя также обойти стороной и роль Ашраф Пехлеви (сестры последнего иранского шаха), ведь именно она убедила брата дать согласие на устранение Мосаддыка в 1953 году.
Стратегия «Медея», как все прочие до нее, была обречена на провал. Проще всего влиять на человека через его детей, а также просто оказывать воздействие на правительство государства через его граждан. Тем не менее, специфика иранской нации и мудрое руководство его Духовного лидера стали залогом того, что данная стратегия потерпела неудачу. Дальнейшие попытки противоборства с Ираном приведут к такому же результату.