Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
События в России подтверждают, что никогда не бывает так плохо, что не могут наступить еще более мрачные времена. Такие размышления заставляют вернуться в 90-е годы, когда перемены в этой стране казались почти такими же необратимыми, как в Балтии.

События в России подтверждают, что никогда не бывает так плохо, что не могут наступить еще более мрачные времена. Такие размышления заставляют вернуться в 90-е годы, когда перемены в этой стране казались почти такими же необратимыми, как в Балтии.
 
Тогда казалось совершенно немыслимым, что возможен ренессанс сталинизма, и что развал СССР в будущем будет объявлен самым трагичным событием ХХ века. Настолько же маловероятным было и то, что Россия может применить военную силу в принадлежащей ей северокавказской республике – Чечне. Важную роль в жизни России того времени сыграли российские журналисты. Пресса работала на высоком уровне, и ее профессионализм отвечал новой эпохе, желанию общества 90-х годов жить иначе - в условиях плюрализма.
 
Война в Чечне все же началась, но вскоре стала крайне непопулярной – и не только за границей, но и в самой России. Это, несомненно, было заслугой российских журналистов – они показывали разрушения от военных действий без цензуры. Оказавшись в таких условиях, высшее руководство России в 1996 году согласилось на мир и вывод армии из Чечни. Только тогда было возможно, что прекращение войны во время кризиса с заложниками в Буденновске премьер России Виктор Черномырдин обсуждал по телефону с террористом №1 Шамилем Басаевым.
 
В конце 90-х годов о чрезвычайных переменах, по всей вероятности, не думал и один из самых влиятельных в России того времени олигархов – умерший несколько дней назад в Лондоне Борис Березовский. Именно благодаря его желанию продвинуть к президентскому креслу вместо больного Бориса Ельцина энергичного и «реалистично» мыслящего чекиста для Владимира Путина открылся путь к высокой должности. Березовский недооценил железную хватку бывшего чекиста и заплатил за это принудительным прозябанием в эмиграции.
 
Новый президент быстро справился со всеми непокорными олигархами, один из которых – Михаил Ходорковский – до сих пор находится в заключении. Однако это не была борьба только с олигархами. С приходом Путина к власти наступили совсем другие времена – именно с тех пор началось постепенное закручивание гаек. Это сопровождалось множеством чрезвычайных событий – подозрительные взрывы, вторая война в Чечне, когда Путин призывал мочить террористов в сортире. В реальной жизни это означало разрешение на бесконтрольное насилие в этой республике.
 
Настало время и для «перекрытия» кислорода СМИ, это относилось также к Чечне, где журналисты уже не могли работать свободно. Тогда новый президент хорошо понимал большую роль прессы, а в особенности телевидения в России, и поэтому все сильнее уменьшал свободу ТВ. В течение последующих лет ТВ деградировало настолько, что телеканалы все больше стали напоминать журналистику советских времен. Например, во время Оранжевой революции из Киева был отозван в Москву репортер российского ТВ, который в эфире назвал слишком большое количество демонстрантов. Закручивание гаек в России ничего хорошего не обещает, и только будущее ответит на вопрос, не свидетельствуют ли портреты Сталина на автобусах о том, что действительно может быть намного хуже.
 
Перевод: Лариса Дереча.