Возвращаясь из ЮАР, где в марте этого года состоялся саммит БРИКС, президент РФ Владимир Путин отдал приказ о проведении военных учений в районе Черного моря. В соответствии с приказом корабли российского флота вышли из расположенного на территории Украины Севастополя. Что касается технических деталей, в учениях, организованных в территориальных водах России, принимают участие 36 боевых кораблей и свыше 7 тысяч военного персонала. Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, согласно международной практике, учения, которые проводятся с таким количеством военнослужащих, не подлежат предварительному уведомлению соседних с Россией государств.
Отмечая, что «цель этих крупномасштабных учений - контроль того, как в случае войны российский флот будет выполнять порученные функции», Дмитрий Песков разъяснил, что учения нацелены на наращивание военной мощи российских военно-морских сил. В сущности, споры о модернизации российской армии начались после войны в Грузии в августе 2008 года. Так, по мнению некоторых аналитиков, в период этого вооруженного конфликта в российской армии, ориентированной на демонстрацию намерения сохранить свое господство на постсоветском пространстве, был обнаружен ряд слабых мест.
В феврале этого года внезапные учения с участием вооруженных сил России были проведены на территории Центрального и Западного округов. Глава Генштаба РФ Валерий Герасимов заявил, что в ходе учений был выявлен ряд систематических проблем и недостатков. Следует отметить, что в области модернизации армии и расходования средств на военные нужды путинская Россия действует по аналогии с прошлым опытом и осуществляет значительные инвестиции. Бюджет, выделенный Москвой на модернизацию российской армии в ближайшее десятилетие, составляет 600 миллиардов евро. Учения на Черном море также нацелены на обновление имиджа российских вооруженных сил, сформированного в ходе войны в Грузии и критикуемого за обнаруженные недостатки.
Читайте также: СМИ Турции - Не переберутся ли русские из Тартуса в Барсу?
Средиземноморский отголосок учений на Черном море
Принимая во внимание существующие отношения России с соседними государствами Черноморского региона и единодушие этих стран относительно защиты и поддержания стабильности в этом регионе, можно утверждать, что учения, о которых идет речь, таят смыслы, преодолевающие его границы. Учитывая практически ежедневно меняющуюся динамику событий на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии, было бы целесообразно, помимо Черноморского региона, обратить внимание на Ближний Восток и Средиземноморье.
Как известно, недавние события в Сирии повлекли за собой принятие Москвой решения о создании на постоянной основе группировки российских военных кораблей в Средиземном море. Одни эксперты полагают, что этот шаг Кремля необходимо расценивать как «стремление России вернуться в Средиземное море», другие считают, что «Россия не обладает такой силой, чтобы создать постоянный флот в этом регионе». Именно поэтому решение о проведении учений на Черном море содержит ряд существенных смыслов. Во-первых, в ответ на все критические предположения о военной мощи страны это решение подразумевает стремление продемонстрировать то, что российская армия и вооруженные силы достаточно сильны, чтобы продолжать свою геополитическую роль. Во-вторых, в контексте вероятных сценариев войны учения на Черном море необходимо интерпретировать как сигнал о «боеготовности» российских вооруженных сил.
Что касается не прекращающейся в течение более двух лет гражданской войны в Сирии, на текущей стадии основу российской внешней политики в этом регионе составляет предотвращение всяких попыток осуществить внешнее вмешательство в Сирию. Даже если и предполагается смена режима в этой стране, то Москва стремится реализовать план, связанный с тем, чтобы посадить режим и оппозицию за стол переговоров и найти решение вопроса с помощью политического диалога. Москва действует в соответствии с основами женевского коммюнике, принятого в результате переговоров в июне 2012 года, и стремится объединить международных игроков вокруг общего знаменателя.
Также по теме: ВМФ Хочет создать базы на Кубе и во Вьетнаме
В ходе переговоров министров иностранных дел Лиги арабских государств и главы МИД РФ Сергея Лаврова, состоявшихся 20 февраля 2013 года в Москве, стороны достигли согласия о необходимости переговорного процесса между представителями режима и оппозиции. Однако на недавнем саммите ЛАГ освободившееся после Сирии место в этой организации было передано главе Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил Сирии Муазу аль-Хатибу. И, если расценивать данный факт в контексте дипломатической изоляции режима Башара Асада, то можно заключить, что усилия России не увенчались успехом. В комментарии официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича по этому вопросу говорится, что принятые ЛАГ решения противоречат единой концепции, связанной с необходимостью политического урегулирования в Сирии и утвержденной в принятом «Группой действий» по Сирии женевском коммюнике 30 июня 2012 года.
В дополнение к занятию лидером оппозиции Муазом аль-Хатибом места представителя Сирии в ЛАГ с точки зрения глобальных и региональных игроков внимание Кремля привлекают и инициативы Великобритании и Франции по отмене эмбарго ЕС на поставку вооружений в Сирию. И хотя в недавно опубликованной и пересмотренной концепции внешней политики РФ подчеркивается, что внимание России будет сфокусировано на элементах мягкой силы, становится понятно, что, по крайней мере, в краткосрочной перспективе при проведении внешней политики Россия сохранит и элементы жесткой силы. В силу имеющегося у Москвы опыта, который опирается на тот факт, что в 1990-х годах она была не в силах предотвратить трагические события на Балканах и помешать односторонним инициативам западных стран, путь становления «игроком, с которым считаются на международной арене», Россия прокладывает с опорой на экономическую и военную силу. Отталкиваясь от этого пункта, Россия придает жизненно важное значение тому, чтобы быть частью решения, в частности - сирийского кризиса, и с амбициями «крупной силы» считает возможным путь обсуждения сирийского вопроса за столом переговоров как с США, так и с государствами ЕС. По сути, учения, проведенные в районе ранее Средиземного и сегодня Черного морей, нацелены на становление Россией игроком, с которым, по крайней мере, ведутся переговоры. Поскольку любое международное вмешательство в Сирию предполагает для Москвы значительные политические потери, то в настоящее время в числе приоритетов России по-прежнему сохраняется если и смена режима, то путем политического диалога, в который включена и Россия, а также предотвращение попыток военного вмешательства…