Проповедник Ахмед Мохаммад Абдулла, он же Абу Ислам, отправляется на войну против женщин, яростно размахивая белоснежной бородой. По его мнению, отправившиеся на уличные акции египтянки — это «женщины-крестоносцы», которые «голыми» вышли на площадь Тахрир «не для протестов, а чтобы их там изнасиловали». Такие слова могли бы прозвучать на закрытом собрании салафитов. Тем не менее, это заявление вышло в эфире частного телеканала аль-Уммах (принадлежит Абу Исламу), а затем появилось на YouTube.
Недавно на женщин, которые всегда были излюбленной целью экстремистов, обрушилась также и резкая критика другого проповедника Хишама аль-Ашри. Это седобородый мужчина произнес такие слова на телеканале Нахар: «Меня спросили: «Если бы вы были у власти, позволили бы вы христианкам ходить без паранджи?» Я ответил: «Если они хотят, чтобы их насиловали на улицах, то пусть ходят». Далее он выступил за создание в Египте полиции нравов для «контроля за выполнением исламских законов» и запрет в стране алкогольных напитков.
Читайте также: Египет - революция и общественная борьба
После революции 2011 года и свержения режима Мубарака в стране установилась свобода слова, однако, если судить по тому, что творится на египетском телевидении, новообретенным правом явно злоупотребляют. Вокруг звучат безумные фетвы по самым разным вопросам - от призыва к уничтожению пирамид до требования разрешить брак несовершеннолетних. То же самое касается и политики: в начале февраля некий Махмуд Шаабан призвал людей... убить лидеров оппозиции, таких как Мохаммед эль-Барадеи, Хамдин Сабахи и Амр Муса.
«Эти проповедники совершенно неизвестны широкой аудитории. Тем не менее, СМИ выдвинули их на первый план, когда предоставили им слово и выпустили в эфир их выступления», — сокрушается адвокат и активист Рагия Омран. В результате их фетвы сегодня начали представлять реальную угрозу, считает специалист по исламистским движениям из каирского центра политических и стратегических исследований Али Бакр.
Также по теме: Египтяне одобрили проект новой конституции, поддерживаемой исламистами
Двойные стандарты
«В нынешнем политическом, экономическом и общественном хаосе любой человек с бородой и в длинной тунике может провозгласить себя экспертом по религии. Как бы то ни было, не стоит недооценивать влияние их фетв на молодых бездельников, которые могут в тот или иной момент взять их на вооружение», — считает он. Примером тому может послужить убийство оппозиционера Шокри Белаида в Тунисе. «Это леденящая душу иллюстрация того, что может произойти в Египте в десятикратном масштабе, если власти не примут необходимые меры, чтобы взять под контроль этих проповедников», — говорит он.
Официально «Братья-мусульмане» (из их рядов вышел и нынешний президент Мухаммед Мурси) стремятся дистанцироваться от таких фетв. Два месяца назад на их интернет-сайте вышел пресс-релиз с критикой Шаабана и его «призывов к убийству». Даже салафитская партия «Джабхат ан-Нусра», которая неизменно выступает за неукоснительное соблюдение законов шариата, назвала фетву «безответственной». В конечном итоге генеральный прокурор (по слухам, он тесно связан с «Братьями-мусульманами») вызвал проповедника для допроса.
Читайте также: Бомаба с часовым механизмом для египетской власти
Тем не менее, его свободу никто не ограничивал. «Таких, как он, нельзя пускать в эфир. Они злоупотребляют предоставленной им "Братьями-мусульманами" свободой и разжигают насилие. Эта ситуация тем более неприемлема, что прокурор явно не придерживается нейтралитета: остается только дивиться тому, что он ограничился вызовом Шаабана в прокуратуру, когда гораздо жестче ведет себя со светскими деятелями», — продолжает Рагия Омран.
Ярким тому примером может послужить дело знаменитого египетского юмориста Басема Юсефа, которого обвинили в оскорблении ислама и президента Мурси. Причиной тому стали шутки над исламистскими политиками в его программе на частном телеканале CBC. В воскресенье его пять часов допрашивали в каирской прокуратуре, а затем отпустили на свободу под огромный залог в 15 000 египетских фунтов (1700 евро). И хотя воинственные проповедники до сих пор спокойно продолжают разглагольствовать на телеэкранах, во вторник на сатирика подали еще одно заявление: на этот раз речь идет о «посягательстве на общественную безопасность».