Во время скандала со «спасением» Кипра многие аналитики делали предположения о том, что российское государство в последний момент все-таки примет какие-то меры, дабы выручить своих граждан, которые могут потерять немалые деньги. Да, Кремль много чего говорил о «деофшоризации» российской экономики, но это казалось пустой риторикой, неким российским эквивалентом «энергетической независимости», являющейся банальной бессмыслицей и общеизвестной глупостью, которую надо повторять ради соблюдения правил приличия.
У русских - немало причин для отказа в помощи держателям счетов на Кипре. Они хотят лучших условий от «тройки», оттягивая (насколько возможно) грязный спектакль с использованием денег налогоплательщиков для спасения кучки беспринципных олигархов.* Но никто не ожидал, что русские просто сядут, сложа руки, и ничего не будут делать, позволив кипрским властям и их советникам из ЕС и МВФ экспроприировать немалые российские деньги. Даже я ожидал, что русские будут сначала тянуть резину, в чем они - большие мастера, но в последний момент сделают рывок и все исправят. Я полагаю, что пока еще остается определенная возможность для заключения некоей сделки с киприотами по спасению российских счетов на острове, однако русские все громче заявляют, что никакой сделки не будет. Похоже, русских со счетами на Кипре бросят на произвол судьбы.
Читайте также: Андорра может заменить Кипр для российских капиталов
Примерно в то время, когда Москва сидела, сложа руки, и наблюдала за происходящим на Кипре, Кремль объявил о новых решительных мерах в борьбе за «деофшоризацию». Путин подписал президентский указ, в соответствии с которым российские госслужащие за три месяца должны избавиться от своих зарубежных банковских счетов. Скорее всего, исполнение этого указа будет идти не очень гладко (один мой друг назвал его «налогом на чиновников, из-за собственной самонадеянности или глупости не оформивших счета на своих детей, зятьев и снох»), но все равно это беспрецедентный шаг Кремля по консолидации власти.
Вообще-то я с оптимизмом смотрю на Россию (в основном потому, что ее базовые социальные показатели улучшились и продолжают улучшаться). Но этот запрет на банковские счета меня по-настоящему напугал. То обстоятельство, что у многих российских чиновников были счета в зарубежных банках, играл роль грубого (очень!) сдерживающего фактора для Путина и для центра, возможности которого контролировать всё и вся были ограничены. Настоящее самовластие невозможно, когда любой чиновник среднего или высшего звена может мгновенно собраться, уехать за границу и жить там на накопленные деньги, которые лежат у него в иностранных банках. Естественно, это не очень-то привлекательная система сдержек и противовесов, но в ней есть определенная внутренняя логика, позволяющая хоть как-то держать ситуацию под контролем. Если предположить, что Кремль реально сумеет заставить чиновников вернуть свои зарубежные активы (а это очень большое "если", уверяю вас), то эти люди попадут в еще большую зависимость от президента и не смогут противиться его требованиям. По сути дела, из-за полного запрета на зарубежные банковские счета действия российского государства станут еще более неподотчетными, непредсказуемыми и деспотичными.
Также по теме: Разошлись ли Кипр и Россия?
Впрочем, мои страхи окажутся обоснованными лишь в том случае, если запрет на счета окажется успешным. Но если все это - лишь непродуманная пиар-акция и популистский маневр, призванный показать, как серьезно Путин настроен на борьбу с коррупцией, но не требующий реальных перемен в поведении чиновников, то последствия будут намного менее весомыми, и об этих мерах быстро забудут. Лишь время покажет, насколько серьезно относится Кремль к этому запрету. Нам надо просто дождаться июля, когда запрет на зарубежные банковские счета начнет действовать. Если чиновников начнут арестовывать и отправлять в суды, то будет ясно, что эти меры всерьез и надолго. А если пройдут все сроки, и никакой заметной активности не будет, значит, все это просто уловка. Но у меня такое ощущение, что запрет на банковские счета - это по-настоящему зловещий шаг, в меньшей степени направленный на борьбу с коррупцией и в большей – на подчинение элиты. Несмотря на все свои недостатки и дурную славу, путинизм все же имеет некую неформальную систему сдержек и противовесов, которая не позволяет ситуации вырваться из-под контроля. А запрет на банковские счета за рубежом подобен удару бейсбольной битой по такой системе. Путин меняет условия «общественного договора», лежащего в основе российской политики, и эти изменения не внушают особого доверия. Как сказал один важный человек: «Я меняю условия сделки; молитесь, чтобы я не изменил их еще больше».
*Конечно, есть и множество абсолютно честных россиян, имеющих счета на Кипре; но впечатление такое, будто там хранят деньги только плутоватые олигархи.