Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия выбила у Литвы из рук единственный аргумент в пользу дешевого газа?

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкОткрытие газопровода «Северный поток» в Германии, ноябрь 2011 г.
Открытие газопровода «Северный поток» в Германии, ноябрь 2011 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль снова угрожает – Калининградская область будет соединена с германо-российским газопроводом Nord Stream. Реальны ли эти планы или же это очередная демонстрация силы?

Кремль снова угрожает – Калининградская область будет соединена с германо-российским газопроводом Nord Stream. Реальны ли эти планы или же это очередная демонстрация силы?
 
Обсудили вопрос
 
Планы проложить трубу от газопровода Nordstream в Калининградскую область в среду в Кремле обсудили глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент России Владимир Путин.
 
Миллер сказал, что «Газпром» рассмотрел возможность проложить ветку газопровода в Калининградскую область, и получил положительный ответ.
 
«Следующий шаг – обсуждение с акционерами Nord Stream и их согласие выполнить такие работы», – сказал Миллер. Он заверил Путина, что переговоры с зарубежными партнерами Nord stream на эту тему будут продолжаться, и будет предоставлен отчет о результатах.
 
Путин указал концерну «Газпром» подготовить этот вопрос и сообщил, что даст соответствующее указание Минэнерго.
 
Оценка экспертов
 
По поводу таких планов России портал diena.lt поинтересовался мнением экспертов по энергетике - Видмантаса Янкаускаса, Юргиса Вилемаса и Арунаса Молиса.

– О возможном ответвлении газопровода Nord stream в Калининградскую область Россия говорит уже не первый год. И вот снова мы слышим об этом. Насколько такой газопровод обоснован экономически и какую роль здесь играют политические аргументы?
 
В.Янкаускас: Я считаю, что эти заявления – политические. Как вы заметили, об этом не раз говорилось. Возникает вопрос – нужен ли России этот газопровод. Мы ведь тоже говорим, что имеем важное соединение, через нашу страну в Калининград поставляется много газа, и у нас хорошие переговорные позиции. Россия отвечает, что может построить соединение. Но все остается на уровне разговоров. С другой стороны, все возможно. Посмотрите на «Южный поток». Этот проект стоит очень дорого, но это политическое решение.
 
Ю.Вилемас: В этом случае важны как политические, так и экономические аргументы. Если оценивать не политический аспект, альтернативная поставка энергетических ресурсов – это хорошо. (…) С политической точки зрения, если ЕС и Россия в будущем не договорятся о хороших отношениях, труба в Калининградскую область кажется логичным решением. С другой стороны, россияне часто инвестируют в проекты, которые трудно обосновать экономически. Я думаю, что и в этом случае это больше политическое решение.
 
А.Молис: Нет никакого рационального экономического обоснования прокладывать в Калининградскую область ответвление Nordstream, строить АЭС. Поставки газа в область через Литву идут без сбоев, объемы увеличиваются, и могут увеличиваться еще. Обеспечение Калининграда энергетическими ресурсами не является проблемой. Не говоря уже о том, что такое присоединение технологически сложно и небезопасно для окружающей среды.
 
– Если такое ответвление появится, может ли это представлять угрозу для Литвы?
 
В.Янкаускас: Когда мы говорим о таких сценариях, я хочу спросить, прерывались ли когда-нибудь поставки газа в Литву? Единственный раз в 2004 г., когда Александр Лукашенко не заплатил «Газпрому», Литва один день не получила газ. Но наше положение неплохое. У нас есть соединение с Латвией, у них есть хранилище. Латвия зимой газ почти не импортирует, пользуется запасами. У нас газ есть. Кроме этого, строится терминал. Он сможет обеспечить Литву газом в сложной ситуации.
 
Ю.Вилемас: Литва ясно сказала, что не хочет дружить, когда речь идет о вопросе АЭС. Поэтому возможно, что вопрос ответвления – только способ запугивания. И не только Литвы, но и Беларуси, через которую проходит транзит.
А.Молис: Я считаю, что заявление о возможном ответвлении можно расценивать либо как блеф, либо как внутреннюю борьбу между разными группировками Кремля, предприятиями, обеспечивающими Калининград ресурсами.
 
Балтийская АЭС – ошибка?
 
– Много говорят об атомной электростанции в Калининграде, сейчас – о газопроводе. Не слишком ли много энергетических проектов в одном маленьком анклаве?

 
В.Янкаускас: С самого начала АЭС в Калининграде выглядела нелогично. Думаю, что и это было политическое решение. С другой стороны, возможно, естественно, что Россия думает соединиться с Польшей. Кроме этого, уже есть соединения с Литвой и другими странами Балтии. Они надеются участвовать в рынке. Ведь если страны Балтии присоединятся к сетям Европы, куда денется Калининград? Об этом мы в Литве мало говорим. (…) Думаю, прежде всего мы должны сотрудничать. Естественно, что, если мы присоединимся, то и они тоже. Очевидно, что с такой надеждой они и строят АЭС.
 
Ю.Вилемас: Калининградская АЭС, в отличии от белорусской, не имеет никакой экономической логики. Они надеялись на экспорт, но это никому в регионе особо не нужно. Я говорю о регионе вокруг Балтийского моря – здесь достаточно электроэнергии. На рынке цена на электроэнергию низкая, думаю, такой и останется. (…) Поэтому я думаю, что Калининградская АЭС – ошибка. Этот проект, примерно как в Литве, основан на иллюзиях. В этом случае россияне загнали себя в угол. Понятно, что они чувствуют, что ситуация для них неблагоприятна, вопрос, примут ли они решение прекратить строительство? Позднее будут большие убытки, так как пока ничего значительного в Калининграде не построено.
 
Вопрос транзита – как аргумент
 
Напомним, что премьер Альгирдас Буткявичюс, говоря о возможностях покупать у России газ дешевле, упоминал, что один из аргументов – вопрос транзита газа через Калининград.
 
«Думаю, хорошая цель – если бы для Литвы цены на газ были такими же, как для Латвии и Эстонии. Потому что газопровод в Калининградскую область идет через Литву», – сказал премьер.