«В этом году диалог с престижной мусульманской духовной академией-университетом Аль-Азхар опять был прерван по инициативе наших мусульманских партнеров». Папа Франциск сегодня вынужден определять свои отношения с мусульманским миром , отправляясь от этой констатации факта, выраженной 4 января этого года кардиналом Жан-Луи Тораном.
Читайте также: Запад закрывает глаза на гонения христиан
Речь идет о разрыве с престижным центром суннитского ислама. Руководство центра одновременно с теплым посланием новому понтифику после конклава подчеркнуло и те элементы, которые усугубляют кризис: «Проблема кроется не в отношениях с Ватиканом, но в отношениях с немецким Папой, говорившим о защите религиозных меньшинств в Египте и назвавшим ислам кровавой религией». Эти тяжкие обвинения высказал Махмуд Абдель Гамад (Mahmuod Abdel Gawad), дипломатический советник Ахмеда аль-Тайеба (Ahmed al Tayyeb), верховного имама мечети Аль-Азхар. Они основаны на полном искажении смысла лекции (lectio magistralis) Папы Ратцингера в университете Регенсбурга в 2006 году, но в особенности — на осуждении Папой Бенедиктом XVI убийства 22 христиан в церкви в Александрии 31 декабря 2010 года, пусть и сделанном в мягких выражениях: «И в Египте террористы нанесли жестокий удар по молящимся верующим в церкви. Эта серия террористических атак является еще одним знаком того, что правительства этих стран должны срочно принять эффективные меры для защиты религиозных меньшинств несмотря на трудности и угрозы». На это законное требование, выраженное в весьма взвешенных словах, тогдашний верховный имам мечети Аль-Азхар Тантави ответил довольно резко: «Мы не потерпим внешнего вмешательства во внутренние дела арабских мусульманских стран, каким бы ни был предлог; защита христиан — это внутреннее дело, гарантированное государством, потому что христиане тоже являются гражданами страны и имеют те же права, что и все другие их соотечественники». Тотчас же Хосни Мубарак отозвал своего посла из Ватикана, и кризис зашел так далеко, что в ноябре 2011 года — согласно свидетельству руководства мечети Аль-Асхар — Ахмед-аль-Тайеб отказался принять поздравления Бенедикта XVI по случаю праздника Курбан-байрам, переданные ему нунцием Египта Майклом Фитцжеральдом (Michael L. Fitzgerald) (отец Ломбарди из Рима сразу же опроверг слухи об этом оскорблении, хотя и косвенным образом). Следует отметить, что в разрыв центра Аль-Азхар с Бенедиктом XVI из-за его призыва к защите христиан, интерпретированного как недопустимая провокация и вмешательство, была вовлечена и Организация исламского сотрудничества, в которую входят 57 мусульманских стран планеты.
Также по теме: Пакистан - ад для христиан
После речи в Регенсбурге Ратцингер с большим трудом смог успокоить бурю полемики благодаря своему посещению Голубой мечети, но на второй, более тяжелый кризис он решил ответить молчанием и не реагировать. Он не предпринял никаких шагов, чтобы примириться с мусульманским миром. Теперь Франциску приходится иметь дело с мусульманскими деятелями, которые претендует на то, чтобы Папа в недвусмысленных выражениях дистанцировался от своего предшественника в области защиты христиан в мусульманских странах, и это при том, что каждый год в исламских странах убивают сотни христиан (на Пасху 19 верующих были убиты в церкви в Нигерии).
Тонкий дипломат, председатель Папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Торан прекрасно разбирается в создавшемся положении. В своем интервью Osservatore Romano 4 января 2013 года он заявил: «Будем надеяться, что преследования христиан не заставят нас прекратить диалог». Итак, очевидно, что над межрелигиозным или, если угодно, межкультурным диалогом между Папой Франциском и мусульманским миром будут тяготеть недвусмысленные требования отречения от политики Бенедикта XVI и полного молчания по поводу преследований христиан, совершенно ясно выдвинутые Ахмедом аль-Тайебом: «Посмотрим, скажет ли этот Папа что-нибудь хорошее не только о центре Аль-Азхар, но и об исламе». Итак, перед Папой стоит чрезвычайно трудная задача.