Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кипр слишком мал, чтобы иметь значение для мировых финансовых рынков, но этот кризис может оказаться важным прецедентом, показывая, как европейские политики будут справляться с будущими банковскими проблемами. Президент Еврогруппы: после событий на Кипре Европе следует стать смелее в спасении банков за счет вкладчиков.

БРЮССЕЛЬ – Корень проблемы на Кипре хорошо известен. Его два крупнейших банка привлекали огромные вложения из-за рубежа, в основном из России, и, предположительно, в основном это были люди, желавшие избежать проверок дома или где-либо еще. Затем эти средства были вложены в греческие государственные облигации и займы греческим компаниям. Когда Греция рухнула, инвестиции сгорели и занимавшиеся данной стратегией кипрские банки стали неплатежеспособны.

Учитывая сложившуюся ситуацию, логичный выбор для страны очевиден: если правительство хочет выжить, иностранные вкладчики должны взять на себя часть убытков. Исходя из этого, сложно понять, почему поначалу кипрское правительство так не хотело причинять убытки вкладчикам.

Однако решение, которое, в конце концов, было принято, имеет смысл: проблема с двумя крупнейшими банками страны эффективно разрешена. Их плохие активы со временем будут отделены и свернуты. Ни правительство Кипра, ни европейские налогоплательщики больше не станут вкладывать дополнительные средства в эти банки. Потери, которые останутся после утилизации плохих активов, будут, таким образом, возложены на незастрахованных кредиторов банка, что в данном случае подразумевает вкладчиков с депозитами свыше 100 тысяч евро.

Несмотря на то, что Кипр слишком мал, чтобы иметь значение для мировых финансовых рынков, разворачивающийся там кризис может оказаться важным прецедентом, показывая, как европейские политики будут справляться с будущими банковскими проблемами. В частности, это может повлиять на текущие планы «банковского союза», который нуждается в трех элементах: единый руководитель, общий орган разрешения проблем и надежная система страхования вкладов. Кризис на Кипре содержит в себе важные уроки, касающиеся всех трех пунктов.

Во-первых, кризис подчеркнул потребность в едином руководителе, который не руководствуется одними лишь местными интересами. Европейский центральный банк никогда бы не позволил кипрским банкам привлечь огромные депозиты, предлагая процентные ставки выше рыночных, а затем положить все яйца в одну корзину (Грецию). Это была рискованная стратегия, не имеющая страховки.

Во-вторых, в то время как все еще существуют некоторые дискуссии о том, как создать общий механизм разрешения проблем для банков еврозоны, события показали, что ЕЦБ уже де-факто выполняет данную роль. Ни один банк, столкнувшийся с трудностями, не смог бы выжить, если ЕЦБ не предоставил или не возобновил бы оказание чрезвычайной помощи ликвидностью.

Подобное накопление власти в руках совершенно независимого учреждения, разумеется, не является идеальным с точки зрения демократической подотчетности. Однако это должно послужить дополнительным стимулом для государств-членов еврозоны согласиться на создание подлинно общего органа разрешения проблем с достаточным финансированием, чтобы упорядоченно разрешать проблемы даже крупных банков.

Наконец, выступления мелких вкладчиков Кипра указали на необходимость создания надежной системы страхования вкладов. Директива ЕС, которая предусматривает защиту банковских вкладов до 100 тысяч евро, не предоставляет европейской гарантии; она только требует от государств-членов создания системы страхования вкладов на национальном уровне.

В действительности же, однако, было широко распространено заблуждение о том, что «Европа», так или иначе, защищает мелких вкладчиков. Тем не менее, общая система страхования вкладов даже не обсуждалась, по крайней мере, до сих пор, поскольку этот вопрос не воспринимался в качестве насущной проблемы. Кипр развеял это самодовольство. Страхование вкладов исключительно на национальном уровне больше не является вариантом.

Кипр преподносит и более общий урок. Учитывая острую реакцию финансовых рынков на крах Lehman Brothers в 2008 году, среди европейских политиков стало аксиомой считать, что ни одному банку нельзя позволить стать неплатежеспособным. Однако финансовые рынки спокойно отнеслись к новости, что впервые даже вкладчики банков в Европейском Союзе потеряют часть своих денег (а в Берлине и других странах Северной Европы это было встречено со злорадным ликованием).

Ключевым уроком для европейских политиков стало то, что теперь можно взять «в залог» у кредиторов банка. Этого не было признано официально, однако президент Еврогруппы Джероен Дийссельблем, который также является голландским министром финансов, ясно дал это понять, сказав, что после событий на Кипре Европе следует стать смелее в спасении банков за счет вкладчиков.

Осознание того, что европейским налогоплательщикам не нужно спасать каждый проблемный банк, может иметь очень положительный эффект, поскольку противление Германии банковскому союзу мотивируется страхом, что немецкие налогоплательщики будут вынуждены косвенно страховать потери банков в проблемных странах периферии еврозоны. Теперь этот страх может ослабнуть.

Кризис на Кипре представляет собой особый и крайний случай во многих отношениях. Однако то, каким образом возникла проблема, и ее решение, которое было, в конце концов, принято, вероятно, будет иметь очень важные последствия для методов, которыми Европа будет решать свои банковские проблемы в будущем.

 

Даниэль Грос – директор Брюссельского Центра политических исследований. Работал в МВФ, был экономическим советником в Еврокомиссии, Европарламенте и у премьер-министра и министра финансов Франции. Редактор Economie Internationale и International Finance.