Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто украл статую Будды

Этот вопрос не дает покоя Японии и Южной Корее

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ноябре прошлого года из храма Каннон в Цусиме была выкрадена, а впоследствии в январе этого года обнаружена в Южной Корее, статуя сидящей Каннон. В ответ японской стороне, которая потребовала возвратить реликвию, корейская сторона стала утверждать, что «в древности эта статуя была у них украдена японцами», из-за чего противостояние между странами продолжается. Что же станет с самой статуей?

 

В ноябре прошлого года из храма Каннон в Цусиме, префектура Нагасаки, была выкрадена, а впоследствии в январе этого года обнаружена в Южной Корее, статуя сидящей Каннон (богиня милосердия, японское воплощение бодхисатвы Авалокитешвары – прим. перев.). В ответ японской стороне, которая потребовала возвратить реликвию, корейская сторона стала утверждать, что «в древности эта статуя была у них украдена японцами», из-за чего противостояние между странами продолжается. Что же станет с самой статуей? 

Выполнена в конце эпохи государства Корё? 

Эта статуя входит в список культурных ценностей префектуры Нагасаки. По данным префектуры на свитке, сохранившемся внутри изваяния, значится, что оно было выполнено в конце эпохи государства Корё (корейское государство 935-1392 гг. – прим. перев.), примерно в 1330 году в храме Пульгукса (город Кенджу, Южная Корея).

Южнокорейская полиция поймала группу корейцев, укравшую статую, после обретения статуи Будды храм Пульгукса в феврале этого года обратился к правительству Южной Кореи с тем, чтобы наложить временный запрет на возвращение статуи, пока не будут выяснены обстоятельства, при которых эта реликвия оказалась у Японии.

Районный суд города Тэджон признал это решение, и сейчас статуя хранится в Государственном культурно-исследовательском центре Тэджона. Настоятель храма Пульгукса Чху Гён (50 лет) утверждает: «Никаких записей и преданий о том, что статуя Каннон была передана Цусиме, нет, остается только полагать, что статуя принадлежит нашему храму».

Грабеж на 4 миллиарда иен

14-15 марта монахи из того же корейского храма посетили Цусиму. Они осмотрели все бронзовые статуи Будд и хранителей храма, посетили обычно закрытые части храма Каннон для чтения сутр. На пресс-конференции после этого монахи выдвинули версию о «возможном участии японских пиратов в краже».

В ответ на это настоятель храма Каннон, а по совместительству настоятель и другого храма (37 лет) заявил, что «это все делается только на показ», и отказал монахам в аудиенции. Бывший настоятель храма Каннон Такаси Танака (66 лет) считает: «если бы статуя была присвоена пиратами, она бы не почиталась в качестве главного изображения Будды в нашем храме».

Японское правительство также придерживается твердой позиции, требующей возвращения статуи. Главный секретарь кабинета министров Японии Ёсихигэ Суга 14 марта сообщил журналистам на пресс-конференции: «Основываясь на Декларации ЮНЕСКО о запрете нелегального ввоза и вывоза культурных ценностей, мы требуем у правительства Южной Кореи возвращения статуи в Японию».

С другой стороны корейское правительство поясняет: «Если будет восстановлена справедливость в отношении действительно противозаконных действий, то мы будем принимать решение, руководствуясь международными нормами и правилами» (Министерство культуры).

Мужчина (51 год), руководивший оценкой краденых ценностей в преступной группе, был арестован и рассказал нам следующее. Существовали заинтересованные лица, которые назначили цену за статую Каннон в 45 миллиардов вон (4 миллиарда иен). В самой группе знали о том, что реликвия была отлита в храме Пульгукса, поэтому преступники полагали «передать статую храму, получив солидный выкуп».

Не существует источников с обоснованием

Когда и как было передано изображение Будды храму Каннон?

После завершения эпохи государства Корё и с приходом династии Чосон во второй половине 14 века, по стране распространилось влияние конфуцианства, и учение Будды подверглось притеснениям. В «Анналах династии Чосон» сказано, что в начале 15 века количество буддийских храмов и священников стало ограничиваться, а большое количество статуй Будд и свитков с сутрами было выброшено.

Директор Государственного музея истории и фольклора Цусимы, префектура Нагасаки, Норио Абиру отмечает: «Существует вероятность того, что на фоне притеснений буддизма статуя была передана Цусиме в рамках культурного обмена».

При этом в материалах храмов Кореи не фиксируются записи о частном создании статуй Будд. В храме Каннон также не осталось никаких документов, объясняющих причину открытия храма.

Директор музея при южнокорейском Университете Данкук Чон Ён Хо (82 года), более 30 лет занимающийся изучением буддийского искусства Кореи и Цусимы, считает: «Нет никаких источников, проливающих свет на то, захватили ли статую пираты, была ли она куплена или получена в дар. Вряд ли получится найти эти данные». Он призывает найти выход из ситуации путем диалога: «На данный момент статуя принадлежит храму Каннон. Храм Пульгукса должен сначала вернуть статую, а затем приступить к переговорам».