В латвийском городе-курорте Юрмале по цене большой московской квартиры продается легендарный санаторий «Кемери». Вслед за ним с молотка могут уйти уникальные сероводородные источники, не имеющие аналогов на территории Европы.
Кемери – это тот удаленный уголок Юрмалы, с которого несколько веков назад начинался этот прибалтийский курорт.
Благодаря сероводородным источникам и сапропелевым грязям курортная индустрия появилась здесь еще в XVIII веке. А в начале XX века в Кемери уже проложили прямую железную дорогу из Москвы, заодно обустроили и трамвайную ветку до побережья.
В 1920-х годах «Кемери» уже считались одним из самых модных курортов в Европе, а в 1930-х тут появился одноименный санаторий, рассчитанный на 100 номеров. В советское время «Кемери» стал курортом всесоюзного значения.
Однако теперь вокруг уникальных минеральных источников за исключением редких местных жителей гуляют только бездомные собаки. С распадом СССР этот удаленный уголок Юрмалы превратился в город-призрак, а некогда легендарный санаторий, являющийся памятником архитектуры, пустует уже почти 20 лет.
Именно это здание площадью более 10 тысяч квадратных метров с колоннами, пилястрами и сероводородным источником у входа было выставлено на аукционе по начальной цене в 3,7 млн латов (7,5 млн долларов).
Цена вопроса
Цена в 7,5 миллиона долларов не является самой низкой из возможных вариантов. «Если нет ни одного претендента, то либо объект перенимают кредиторы, либо проводится второй аукцион, и начальная стоимость опускается на 25%. Решение принимают кредиторы», - сообщил Русской службе Би-би-си судебный исполнитель Улдис Зепс.
Теоретически, санаторий может заинтересовать покупателей по двум причинам: если они захотят развивать в Юрмале курортологию или если захотят перепродать санаторий за более высокую цену.
Такие варианты для Юрмалы – не новость. Но, судя по словам главы Латвийской ассоциации оценщиков Вилиса Журомскиса, рыночная стоимости санатория могла бы быть максимум на 30-50% выше цены принудительной продажи – слишком уж проблемным является этот объект: местность заброшенная, судьба минеральных источников непонятна, да еще и с использованием прилегающей территории могут возникнуть сложности.
Это понимают и потенциальные девелоперы, и потенциальные спекулянты. «Этот проект сам по себе не может успешно функционировать, если нет договора о праве пользования парком "Кемери". А здание продается без парка», - сказал Журомскис.
Юрмальская дума уверяет, что готова всячески помогать потенциальному инвестору: и в парк пустить, и даже провести его полную реконструкцию, для чего уже имеется готовый проект. «Мы готовы будем его реализовать, если появится европейское финансирование. А пока что расходы в размере 7 млн долларов город взять на себя не готов», - сообщил бывший мэр Юрмалы Гатис Трукснис. Кроме того, по словам Труксниса, реконструировать парк без реставрации санатория не имеет смысла.
А инвестиции в реконструкцию самого санатория со стороны частного инвестора, по словам Вилиса Журомскиса, могут составить около 20 млн долларов.
В Латвии верят, что эти деньги обязательно окупятся. «Это интересный объект для инвестиций, Кемери - это Кемери, и там есть лечебные минеральные воды. Это мог бы быть курорт мирового уровня, так что инвесторам он должен быть интересен», - сообщила директор Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов Санта Грайксте.
Инвесторов «Кемери» заинтересовал еще в середине 90-х, когда санаторий был передан на приватизацию. Однако процесс реконструкции не принес ничего хорошего.
Легендарная прихватизация
Плачевное состояние популярного когда-то санатория – результат неудачной приватизации с последовавшей за ней еще более неудачной попыткой реконструкции.
Еще в 1990-е годы латвийское государство решило, что такой объект как санаторий ему не нужен и выставило его на аукцион. В аукционе участвовала всего одна фирма – Ominasis Italia, которая опосредованно принадлежала гражданину Саудовской Аравии Омару аль Хамди. В итоге эта фирма (позже переименованная) получила санаторий примерно за 370 тыс. долларов.
В обмен государство попросило соблюсти некоторые условия: сохранить курортный профиль заведения, вложить в его реконструкцию 20 млн долларов в течение пяти лет, а также создать тут 120 новых рабочих мест. Ничего этого сделано не было.
Новые владельцы находили массу причин для объяснения задержек, в частности, то обстоятельство, что вместо изначально планировавшейся трехзвездочной гостиницы они решили возвести пятизвездочный отель, управлять которым уже согласился оператор Kempinsky.
По оценкам министерства экономики Латвии, нынешние владельцы действительно вложили в санаторий около 20 млн долларов, однако завершить строительные работы за 14 лет им так и не удалось.
История «Кемери» сдвинулась с мертвой точки в прошлом году, когда умер владелец недвижимости, а наследники от нее отказались. Претензии кредиторов к фирме, владеющей санаторием, дотянули до 2 млн долларов, в итоге имущество компании Ominasis Latvia было выставлено на аукцион, который пройдет 9 апреля.
«Учитывая, что бывший владелец смог заинтересовать такого оператора как Kempinsky, теоретически, интерес к "Кемери" имеется», - сказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма Латвии Виталий Орлов.
В самой Юрмале считают, что развивать курорт должно было государство совместно с муниципалитетом, однако у страны не оказалось на это денег. «Думаю, шансы найти инвестора есть, но я до сих пор считаю, что лучше было бы государству перенять этот объект и начать управлять им совместно с Юрмальской думой», - считает бывший мэр Трукснис.
Уникальные источники
По словам экспертов, источники – это единственный способ восстановить легендарный курорт.
«Сегодня в Кемери живут бомжи, там царят разруха и запустение, а на местных пейзажах можно снимать фильмы про Третью мировую войну. В связи с этим и развитие одноименного санатория находится под очень большим вопросом», - сказал Влад Корягин, глава компании Baltic Travel Group, специализирующейся на принимающем туризме.
«Но если будет сильная медицинская база, то, как показывает опыт, все остальные моменты могут стать второстепенным. Прежде всего, Кемери интересен своими сероводородными источниками, и развивать гостиничное хозяйство можно только в привязке к уникальным лечебным возможностям», - отмечает Корягин.