Банк Японии утвердил новые монетарные ослабления для того, чтобы достигнуть целевого показателя двухпроцентной инфляции в сравнении с предыдущим годом. Будет увеличена закупка долгосрочных государственных облигаций и ETF, общая сумма финансирования будет увеличена в два раза в течение двух лет.
Переход к «монетарному ослаблению совершенно другого уровня и в количественном и в качественном плане» произошел благодаря волевому решению президента Банка Японии Харухико Курода, которое нацелено на уход от дефляции. Необходимо максимизировать полученный эффект и использовать его для возрождения экономики Японии.
В то же время необходимо внимательно следить за возможными побочными эффектам от такой широкомасштабной политики монетарного ослабления. Наряду с сохранением гибкого подхода к управлению рисками, необходимы нововведения по организации заполнения дефицита бюджета, который возникнет после увеличения скупки государственных облигаций.
На совещании по утверждению монетарного ослабления, впервые проводимом под руководством Куроды, было принято решение по двукратному увеличению удержанной суммы по долгосрочным государственным облигациям за двухлетний период.
Увеличится и закупка активов, связанных с высокими рисками, таких как ETF (торгуемый на бирже фонд) и REIT (инвестиционный фонд недвижимости). Обозначена политика продолжения проведения новых монетарных ослаблений по мере необходимости до момента достижения целевого показателя роста цен, на что может понадобиться до двух лет.
Экономические меры, предпринимаемые правительством Абэ показали свою эффективность, на рынке продолжается тенденция удешевления иены и роста акций, и предприятия и люди переживают подъем. Но это не значит, что в реальном секторе экономики происходят существенные улучшения, для достижения цели нужно действовать с большой осторожностью.
Для того чтобы Япония реально вышла из дефляции, которая продолжается вот уже более 10 лет, действительно было необходимо полномасштабное монетарное ослабление. Банк Японии развернул свою политику и поставил своей целью улучшение реального сектора экономики и ситуации на рынке, заняв более сильную позицию.
Проблема в управлении целевой инфляцией. По мере продвижения политики монетарного ослабления будет меняться экономическая ситуация и рыночная конъюнктура, не исключена и возможность появления побочных эффектов в виде расширения спекуляций. Получается, что банк должен не просто продолжать механическое ослабление, двигаясь в сторону двухпроцентного уровня, но и гибко реагировать на изменения при оценке ситуации.
Конечно же, сложно вдохнуть жизнь в японскую экономику только монетарным ослаблением. Правительство также должно идти в ногу с Банком Японии, продвигая свободную торговлю и ослабляя ограничения, снижая налоги для юридических лиц и так далее.
Баланс по долгосрочным государственным облигациям, которые будет удерживать Банк Японии, будет увеличиваться на 50 триллионов иен ежегодно. Такой масштаб способен увеличить первоначальный бюджет с помощью нового выпуска государственных облигаций. Если сложится впечатление, что Банк Японии подтирает зад правительству, то доверие к управлению японской экономикой будет подорвано. Правительство тоже должно нести ответственность за увеличение потребительского налога и реформы в области общественной безопасности, подойти к бюджетным реформам с полной ответственностью.