Президент Владимир Путин начал масштабную операцию «Чистые руки» и дал высокопоставленным российским чиновникам срок до 1 июля на то, чтобы избавиться от финансовых активов за границей и представить исчерпывающую декларацию о доходах и имуществе в России и по всему миру.
«У нас нет неприкасаемых лиц», — заявил 2 апреля на пресс-конференции глава президентской администрации Сергей Иванов. Этот бывший офицер КГБ (как и Путин) выступает за концепцию «национализации элит», которая сегодня в моде в Москве. Кремль стремится покончить с офшорными вкладами высокопоставленных чиновников и вернуть эти средства в Россию.
На первый взгляд подписанные во вторник президентом Путиным указы кажутся суровыми. Небывалое дело: в стране, наконец, будет указано происхождение используемых для покупки имущества средств и банковских вкладов. 1,3 миллиона чиновников (из общего числа в 6 миллионов) придется принять поставленные Кремлем жесткие условия.
Раз российская судебная система и - тем более - налоговые органы не пользуются особым доверием, то проверкой займется лично генерал Иванов. О ее результатах он должен будет отчитаться главе государства до 1 октября этого года. Получается, что исполнительная власть контролирует сама себя. Хозяин следит за всем, даже финансовыми операциями непокорных бюрократов. Теперь вам лучше понятна тяжелейшая ноша на плечах Владимира Путина, который вынужден просмотреть 1,3 миллиона деклараций!
После «вертикали власти», которая была любимым лозунгом российского руководства на протяжении последних 12 лет, пришла пора «вертикали дел». Меры наказания оставлены на усмотрение президента, многие из петербургских друзей которого сегодня возглавляют крупные государственные компании (Игорь Сечин в Роснефти, Сергей Чемезов в Ростехнологиях, Алексей Миллер в Газпроме...).
Новые меры, которые принял Кремль для предотвращения утечки капиталов (56 миллиардов долларов в 2012 году, 80 миллиардов в 2011 году) не лишены недостатков. По закону, у жен и несовершеннолетних детей чиновников не должно быть личных счетов за границей, однако в то же время ничто не мешает им владеть счетами от лица компаний.
Так, например, обстоят дела с супругой первого вице-премьера Игоря Шувалова Ольгой, которая, как видно из документов Международного консорциума журналистов-исследователей (ICIJ), владеет счетами на Британских Виргинских островах. Ольга — юрист по образованию и выдающийся предприниматель: всей Москве прекрасно известно, что она зарабатывает в сто раз больше мужа.
Ее портфельные инвестиции через зарегистрированную на островах компанию Severin Entreprises Inc. принесли немалые деньги, особенно в кризисный период. В 2008 году доходы Ольги составили 365 миллионов рублей, а в 2009 году достигли 641 миллиона рублей.
В тот же самый момент в 2009 году Игорь Шувалов блестяще руководил правительственной комиссией, которую сформировала власть для спасения пострадавших от кризиса предприятий. Этот высокий блондин с приветливым лицом, как никто другой, умеет вести переговоры.
Он стал улыбчивым представителем России, распахнувшей объятья для инвесторов, и неизменно появлялся на всех крупнейших международных форумах (Давос, большая восьмерка, форум в Санкт-Петербурге). В Кремле его прозвали «ледоколом», потому что открытость и любезность сделали из него любимого собеседника иностранных бизнесменов.
До перехода на работу в правительство в 1997 году Игорь Шувалов работал в адвокатском бюро. С течением времени он постепенно взбирался вверх по бюрократической лестнице. Сначала он был начальником Департамента государственного реестра федеральной собственности и создал в то время компанию Sevenkey Limited (впоследствии Severin) с многочисленными дочерними фирмами за границей. Позднее это имущество отошло его жене.
Его верность Владимиру Путину, который вызвал недовольство собственной элиты (Михаил Касьянов, Андрей Волошин) решением об аресте олигарха Михаила Ходорковского и конфискации компании ЮКОС, не осталась незамеченной. В 2004 году Игоря Шувалова ввели в святая святых - президентскую администрацию, - где он стал заместителем Дмитрия Медведева.
Дела шли как нельзя лучше. В 2004 году Ольга купила акции Газпрома на 18 миллионов долларов. В яблочко! В декабре 2005 года российское государство приняло решение открыть рынок для иностранных инвесторов. Акции перепродали. В результате операции офшорный фонд получил прибыль в 100 миллионов долларов.
Шувалов — один из самых состоятельных чиновников во всем правительстве, однако, по его словам, в этом заключается его преимущество. «Средства, которые я заработал, будучи предпринимателем, и которые находятся сейчас в доверительном управлении, являются основой моей независимости от различных групп влияния при принятии мною служебных решений», — объяснил он в 2012 году, когда СМИ сообщили о существовании Severin. Своего достатка вице-премьер отнюдь не стесняется. Один из его бывших коллег как-то рассказал газете «Ведомости», как Игорь отреагировал на замечание о том, что ему не следует приезжать на работу на Jaguar: «Ну, у меня машина Jaguar. Я ее честно купил. Что же мне для показухи на госслужбу на троллейбусе ездить, что ли?»
В любом случае, российские законы не запрещают создание дочерних предприятий через иностранные холдинги, а супруги чиновников могут совершенно спокойно вкладывать деньги, куда посчитают нужным. Семья Шуваловых не стала исключением из правила. Именно это заявил вице-премьер 4 апреля представителям московских СМИ и тех же «Ведомостей», которые обнародовали данные ICIJ: «Вся информация о доходах опубликована на сайте правительства». Тем не менее, адвокат, блогер и оппозиционер номер один Алексей Навальный абсолютно с этим не согласен. И он прав: компания Severin не числится в обнародованной на официальном сайте правительства декларации Шуваловых.
Недавно Игорь Шувалов первым отметил положительную сторону кризиса вокруг офшорных российских счетов в кипрских банках, который должен стать залогом возвращения этих средств обратно в Россию. Шувалов изо всех сил стремится представить свою страну как эльдорадо для иностранных инвесторов, но сам, по всей видимости, не торопится перевести туда свои сбережения.
«Наши чиновники не видят будущего в России, они подготавливают себе пенсию на Западе. Кроме того, это вопрос престижа. Дача в Подмосковье далеко не так престижна, как маленький домик в Ницце. А швейцарские часы - куда лучше, чем «Чайка», — говорит Елена Панфилова из некоммерческой организации Transparency International.
На вершине российской государственной власти задул ветер шизофрении. Есть сцена и закулисье. На первом плане красуется «антикоррупционный закон», который предусматривает защиту для всех, кто готов рассказать о коррупции в верхах. Так поступил адвокат фонда Hermitage Сергей Магнитский, который скончался в тюрьме 16 ноября 2009 года после того, как написал заявление о хищении 230 миллионов долларов государственных средств. Сейчас он посмертно выступает фигурантом в судебном процессе: покойного самого обвинили в расхищении денег!
То же самое касается и Алексея Навального. 17 апреля ему придется предстать перед судом по обвинению в краже нескольких кубометров древесины в Кировской области, где он какое-то время работал советником губернатора. Оппозиционеру может грозить до десяти лет тюрьмы, а некоторые предрекают ему ту же участь, что постигла ярого противника Путина Михаила Ходорковского, который отбывает срок в одной из тюремных колоний Карелии. Приезжайте вести бизнес в России!