Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва посадку не разрешает

Россияне постепенно отказываются от самолетов Ан. Украинский производитель вынужден искать новые рынки сбыта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В минувшие выходные стало известно, что президент России Владимир Путин дал специальное поручение рассмотреть вопрос самостоятельной модернизации самолетов «Антонова» без согласования с разработчиком. Срок, чтобы исполнить и доложить ему, ВВП дал не такой уж и большой – до 1 августа 2013.

В минувшие выходные стало известно, что президент России Владимир Путин дал специальное поручение рассмотреть вопрос самостоятельной модернизации самолетов «Антонова» без согласования с разработчиком. Срок, чтобы исполнить и доложить ему, ВВП дал не такой уж и большой – до 1 августа 2013. Подобное заявление – это очередной «звоночек», который раздается из Москвы в адрес украинского авиастроения. Ранее, напомним, россияне в очередной раз отказались от идеи брать на вооружение своих ВВС наш Ан-70.
 
В конце же прошлого месяца концерн «Антонов» передал россиянам право интеллектуальной собственности на свой турбовинтовой региональный самолет Ан-140. Цена контракта не разглашается, но, по оценкам экспертов, может составлять несколько сотен миллионов долларов. Права же на гордость отечественного самолетостроения теперь получил самарский авиазавод «Авиакор». Как известно, «стосороковой» в транспортной комплектации покупает российское министерство обороны. Поэтому контракт с ГП «Антонов» позволит российским военным покупать самолеты не у украинского производителя, а у собственного.
 
«Дело в том, что у России развилась навязчивая идея получить документацию и равные интеллектуальные права на совместные с Украиной авиационные проекты», – комментирует «самарскую капитуляцию» директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По его словам, также равные интеллектуальные права российской стороны зафиксированы и на Ан-70. Тот самый, о котором так пренебрежительно отзывались российское военное руководство. Теперь же Москва намерена самостоятельно заняться продлением ресурса, техническим обслуживанием и модернизацией всех самолетов «Антонова», которые производятся и летают в Российской Федерации. А это Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-124 и устаревшие – Ан-24 и Ан-26.
 
Для украинского производителя такая ситуация, по словам экспертов, – довольно мощный удар. Впрочем, в своих бедах «антоновцы» виноваты сами, ибо шли по пути наименьшего сопротивления, мыслили категориями времен СССР и ориентировались на бездонный российский рынок сбыта. «Рынок самолетов Ан почти полностью ориентируется на Российскую Федерацию, – подтверждает «УМ» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – Между тем руководство России имеет совсем иное, отличное от украинского, видение, по какому принципу должна развиваться их авиация».
 
По словам Балы, у Путина могли быть две основные причины закрыть перед украинцами свою посадочную полосу. «Первый аспект – политический, – говорит Бала. – И, по моему мнению, он является определяющим. Это очень прозрачный тезис, который призывает нас идти путем присоединения к Таможенному союзу, а аргументы, которыми пользуется российское руководство, мы уже неоднократно слышали во времена «молочных», «мясных», «трубных» войн». Второй аспект – чисто экономический: Россия, как и любая страна, стремится уменьшить свою зависимость от стран-поставщиков». Особенно когда речь идет о таких деликатных товарах, как техника, используемая в оборонном ведомстве.
 
Пути выхода из ситуации для ГП «Антонов» – традиционные. Они вынуждены заняться поиском новых рынков сбыта. «Сейчас речь идет не о вселенском сговоре, а об обычной конкурентной борьбе, – отмечает Бала. – И такие события могут стать катализатором для развития и укрепления отечественного авиастроения. Производитель будет вынужден улучшать характеристики своих самолетов, активно участвовать в выставках – и тогда успех придет. Потенциально наши самолеты могут быть интересными для Китая, стран Африки и Латинской Америки».
 
А тем временем ...
 
Одним выстрелом сбили двоих
 
Министерство обороны Российской Федерации подписало контракт на поставку 39 самолетов Ил-476 российского производства, которые должны вытеснить с рынка украинских конкурентов. Имеются в виду Ан-70 и модернизированный Ан-124. По словам Валентина Бадрака, выполнение этого контракта будет осуществляться из тех средств, которые были предназначены для Ан-124. «Таким образом, одним движением с рынка вытесняют сразу два самолета антоновского производства», – говорит Бадрак. Кроме этого, самолет Ан-140 Россия планирует заменить «фантомным», ныне не существующим Ил-122...
 
Перевод: Антон Ефремов.