В минувшие выходные стало известно, что президент России Владимир Путин дал специальное поручение рассмотреть вопрос самостоятельной модернизации самолетов «Антонова» без согласования с разработчиком. Срок, чтобы исполнить и доложить ему, ВВП дал не такой уж и большой – до 1 августа 2013. Подобное заявление – это очередной «звоночек», который раздается из Москвы в адрес украинского авиастроения. Ранее, напомним, россияне в очередной раз отказались от идеи брать на вооружение своих ВВС наш Ан-70.
В конце же прошлого месяца концерн «Антонов» передал россиянам право интеллектуальной собственности на свой турбовинтовой региональный самолет Ан-140. Цена контракта не разглашается, но, по оценкам экспертов, может составлять несколько сотен миллионов долларов. Права же на гордость отечественного самолетостроения теперь получил самарский авиазавод «Авиакор». Как известно, «стосороковой» в транспортной комплектации покупает российское министерство обороны. Поэтому контракт с ГП «Антонов» позволит российским военным покупать самолеты не у украинского производителя, а у собственного.
«Дело в том, что у России развилась навязчивая идея получить документацию и равные интеллектуальные права на совместные с Украиной авиационные проекты», – комментирует «самарскую капитуляцию» директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По его словам, также равные интеллектуальные права российской стороны зафиксированы и на Ан-70. Тот самый, о котором так пренебрежительно отзывались российское военное руководство. Теперь же Москва намерена самостоятельно заняться продлением ресурса, техническим обслуживанием и модернизацией всех самолетов «Антонова», которые производятся и летают в Российской Федерации. А это Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-124 и устаревшие – Ан-24 и Ан-26.
Для украинского производителя такая ситуация, по словам экспертов, – довольно мощный удар. Впрочем, в своих бедах «антоновцы» виноваты сами, ибо шли по пути наименьшего сопротивления, мыслили категориями времен СССР и ориентировались на бездонный российский рынок сбыта. «Рынок самолетов Ан почти полностью ориентируется на Российскую Федерацию, – подтверждает «УМ» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – Между тем руководство России имеет совсем иное, отличное от украинского, видение, по какому принципу должна развиваться их авиация».
По словам Балы, у Путина могли быть две основные причины закрыть перед украинцами свою посадочную полосу. «Первый аспект – политический, – говорит Бала. – И, по моему мнению, он является определяющим. Это очень прозрачный тезис, который призывает нас идти путем присоединения к Таможенному союзу, а аргументы, которыми пользуется российское руководство, мы уже неоднократно слышали во времена «молочных», «мясных», «трубных» войн». Второй аспект – чисто экономический: Россия, как и любая страна, стремится уменьшить свою зависимость от стран-поставщиков». Особенно когда речь идет о таких деликатных товарах, как техника, используемая в оборонном ведомстве.
Пути выхода из ситуации для ГП «Антонов» – традиционные. Они вынуждены заняться поиском новых рынков сбыта. «Сейчас речь идет не о вселенском сговоре, а об обычной конкурентной борьбе, – отмечает Бала. – И такие события могут стать катализатором для развития и укрепления отечественного авиастроения. Производитель будет вынужден улучшать характеристики своих самолетов, активно участвовать в выставках – и тогда успех придет. Потенциально наши самолеты могут быть интересными для Китая, стран Африки и Латинской Америки».
А тем временем ...
Одним выстрелом сбили двоих
Министерство обороны Российской Федерации подписало контракт на поставку 39 самолетов Ил-476 российского производства, которые должны вытеснить с рынка украинских конкурентов. Имеются в виду Ан-70 и модернизированный Ан-124. По словам Валентина Бадрака, выполнение этого контракта будет осуществляться из тех средств, которые были предназначены для Ан-124. «Таким образом, одним движением с рынка вытесняют сразу два самолета антоновского производства», – говорит Бадрак. Кроме этого, самолет Ан-140 Россия планирует заменить «фантомным», ныне не существующим Ил-122...
Перевод: Антон Ефремов.