Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После вспышек межрелигиозного насилия Патриарх коптов бросает вызов президенту Египта

© CC0 / Public DomainФеодор II, 118-й патриарх Коптской православной церкви
Феодор II, 118-й патриарх Коптской православной церкви
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несправедливо и неточно будет сказать, что мусульманско-христианские проблемы в Египте начались после революции января 2011 года. В конце концов, церкви христиан-коптов в Египте пережили два отдельных смертоносных теракта в течение последних 14 месяцев правления Хосни Мубарака. Одним словом, лед насилия на религиозной почве угрожающе тонок. И после внезапной вспышки насилия он дал новые трещины.

Несправедливо и неточно будет сказать, что мусульманско-христианские проблемы в Египте начались после революции января 2011 года. В конце концов, церкви христиан-коптов в Египте пережили два отдельных смертоносных теракта в течение последних 14 месяцев правления Хосни Мубарака. Один из них - взрыв в церкви в Александрии, в результате которого погибли 23 человека, - случился за два месяца до начала египетской революции. А в ноябре 2010 года коптская молодежь в течение многих дней сражалась против сил безопасности в Гизе из-за спора вокруг агрессивных правительственных ограничений на строительство церквей.

Одним словом, лед насилия на религиозной почве в Египте был угрожающе тонок. Однако в результате внезапной вспышки насилия между мусульманами и христианами на прошедших выходных этот лед дал новые трещины: сейчас существует очень реальная возможность открытого конфликта между египетскими неоперившимися исламскими правителями и самой Коптской православной церковью. Это еще один серьезный вызов для страны, уже парализованной политической нестабильностью и ухудшающейся экономической ситуацией. Спустя два года после эйфории, вызванной свержением Мубарака, революционный блеск решительно потускнел.

Насилие началось 5 апреля в селении Хосус к северу от Каира, когда спор вокруг молодежи, рисующей граффити на здании, вылился в вооруженное столкновение, в ходе которого погибли четверо христиан и один мусульманин. Спустя два дня, в воскресенье 7 апреля, насилие вспыхнуло во время похорон тех четверых, когда разгневанные скорбящие христиане столкнулись с неопознанными противниками. Полиция отреагировала запоздало и не вникала в суть: несколько емкостей со слезоточивым газом приземлились на территории Собора Святого Марка в центре Каира, испугав прятавшихся там христиан. Многие заявили, что полиция присоединилась к осаде собора.

Столкновения между христианами и мусульманами в Каире, Египет


Читайте также: Египет - достаточно ложного предлога для атаки на христиан

Во вторник патриарх Коптской церкви Феодор II выступил в прямом эфире с неприкрытой и беспрецедентной атакой на правительство президента Мохамеда Морси, резко заявив: «Мы наблюдаем, как общество разрушается».

В телефонном интервью ONTV, одному из самых популярных и влиятельных спутниковых новостных каналов, 60-летний понтифик резко раскритиковал поведение сил безопасности и то, как Морси справился с ситуацией. Он сказал, что слезоточивый газ на территории церкви означал «переход красной черты».

«Церковь в течение двух тысяч лет была национальным символом, - сказал Феодор. - Она не подвергалась чему-то подобному даже в самые мрачные времена... Никаких положительных и четких реакций от государства не было, но есть еще Бог. Церковь не просит чьей-либо защиты, только защиты от Бога». Феодор добавил, что президент Морси в телефонной беседе обещал ему сделать все, чтобы защитить собор, но «в реальности он для этого ничего не предпринял».

Вечером в воскресенье Морси осудил насилие и объявил о расследовании. Государственные СМИ процитировали его: «Всякую агрессию в отношении собора я воспринимаю как агрессию в отношении лично меня».

Правительство также анонсировало, что Морси возродит Национальный совет по правосудию и равенству, бездействующий полугосударственный орган, нацеленный на поощрение религиозного мира. Однако патриарх Феодор в телевизионном интервью отозвался об этом шаге откровенно пренебрежительно. «Довольно уже образований, комитетов, групп или чего там еще, - сказал он. - Мы хотим действий, а не слов, и, с вашего позволения, имен и комитетов уже множество, а действий - никаких».

Также по теме: Единство разделенных христиан

Гнев Папы ставит Коптскую церковь в положение, в котором она не бывала в течение трех десятилетий, - в открытую оппозицию правительству. Предыдущие понтифики за свою оппозиционность государству заплатили высокую цену. Предшественник Феодора Папа Шенуда III публично столкнулся с Анваром Садатом в 1981 году, и закончилось это для него домашним арестом в монастыре на Синае. Во время правления Мубарака Шенуда в основном ограничивал свою критику режима закрытыми дверьми и старался сохранять лицо в публичных отношениях с Мубараком. Из-за такой стратегии в последние годы перед революцией многие молодые копты считали его чуть ли не коллаборационистом.

Ситуация в Каире


Некоторые наблюдатели считали, что Феодор, провозглашенный в ноябре прошлого года 118-м Папой Коптской Церкви, будет держаться той же аполитичной стратегии. Однако в течение недель после своего прихода новый Папа опроверг эти прогнозы, выступив с публичной критикой разрабатываемой конституции как необъективной в религиозном смысле. Затем эта конституция была одобрена в результате стремительного референдума, способствовавшего расколу, в декабре прошлого года: он вызвал невероятное количество политических ссор и разорвал почти все связи между Морси и египетской разрозненной оппозицией.

Последняя серия межрелигиозного насилия, определенно, ухудшит ситуацию. Морси пытается отреагировать, а Национальный фронт спасения (НФС) - группа, объединяющая антиправительственные партии, - воспользовалась политическим преимуществом, вновь заявив о своем списке требований с целью принять участие в переговорах о национальном примирении и изменить свою нынешнюю позицию по бойкотированию парламентских выборов этой осенью.

Читайте также: Христианофобия

Мохаммед Эль-Барадеи, один из символов НФС, выступил почти с теми же формулировками, что и Папа Феодор. «Государство рушится. Это государство рушится в политическом, экономическом, социальном смысле, а также в смысле безопасности», - сказал Эль-Барадеи в понедельник в ходе своей пресс-конференции. «И мне кажется, у нас не так много времени, чтобы это исправить», - отметил он.

Требования НФС таковы: переписать существующее избирательное законодательство, убрать нынешнего генерального прокурора и сформировать «нейтральное и заслуживающее доверия» правительство для управления страной и для надзора над парламентскими выборами. Последнее требование особенно неоднозначно, поскольку,  по сути, требует от Морси ликвидации примерно трети его кабинета и замены их фигурами, приемлемыми для НФС. Министры, которых НФС стремится сменить,  - министр внутренних дел, министр местной администрации, министр поставок и министр по делам молодежи. Это будет масштабная уступка со стороны Морси, особенно в ситуации, когда он изо всех сил пытается выглядеть сильным. Однако в условиях, когда страна ковыляет от кризиса к кризису, оппозиция, очевидно, делает ставку на то, что Морси дойдет до такой степени отчаяния, что даст им то, чего они хотят.

«Мы ждем, что президент Морси поймет, что время не на его стороне, не на стороне Египта», - сказал Эль-Барадеи.