После нашумевшего дела Каюзака несколько депутатов, в том числе Франсуа Фийон (François Fillon), решили обнародовать декларации имущества. Тем не менее, некоторые их коллеги, например Жан-Франсуа Копе (Jean-François Copé), называют эту инициативу образцом «вуаеризма и лицемерия».
Все новые меры, которые могут помочь государственным службам предотвратить и наказать уклонение от уплаты налогов, безусловно, приветствуются. Вряд ли кто-то может сказать что-то против. Тем не менее, это не повод требовать от каждого «оголяться» на публике, как будто у нас нет права держать при себе то, что не касается других.
Поэтому необходимо провести черту между нашими тайнами (сексуальные предпочтения, номера лотерейных билетов, кулинарные вкусы), тем, о чем мы обязаны рассказать исключительно правомочным органам, и тем, что нам нельзя скрывать (наше лицо в общественных местах).
Читайте также: Offshoreleaks - для беглецов мир становится меньше
Упорное стремление к прозрачности везде и во всем — это, безусловно, тоталитарный рефлекс, который отвечает двум инквизиторским требованиям. Первое — не скрывать ничего из нашей личной жизни. Второе — не иметь слишком много денег по призыву тех, у кого их меньше. Ничего не скрывать из личной жизни? Можно подумать, что человек должен существовать только на публике! Может быть, нам стоит последовать примеру Людовика XIV, который справлял нужду в присутствии посторонних? У нас говорят, что соратники Доминика Стросс-Кана напрасно закрывали глаза на его либидо, которое хоть и не привело его за решетку, но стоило ему места в президентской гонке. Так, значит, каждый из нас должен отчитываться перед остальными насчет сексуальной жизни и ориентации? Может быть, гетеросексуалам тоже нужно в чем-то признаться?
Вокруг личного состояния людей складывается ситуация похожего рода, которая отдает точно таким же тоталитарным рефлексом. Наказание должно следовать только за незаконным накоплением денег или сокрытием средств от налогообложения. Кроме того, такой информацией вправе обладать лишь компетентные органы. Какого черта человек должен выставлять напоказ всем завистникам совершенно легальное имущество, с которого он заплатил все налоги? С чего это вдруг подтверждение того, что вы не слишком богаты, становится доказательством добродетели? Публичный отчет об имуществе питает самые мерзкие и гнусные чувства.
Также по теме: Почему французы так любят насаживать головы элиты на копья?
Левые тоже угодили в эту ловушку, так как не смогли избавиться от «сверх-я» Жозефа Фуше (Joseph Fouché) и Колло д’Эрбуа (Collot d’Herbois), которые писали в «Лионском наставлении» (l’Instruction de Lyon) 1973 года: «Любой поднявшийся над нуждой человек должен внести вклад в эту чрезвычайную помощь. Этот налог должен быть пропорциональным великим потребностям родины. Так, вам нужно начать с того, чтобы широким и по-настоящему революционным образом определить ту сумму, которую каждый человек должен внести на общее дело. (...) Действуйте с размахом: возьмите у гражданина все, что ему не нужно, потому что излишек — это очевидное и беспричинное нарушение прав народа. Любой человек, у которого есть больше, чем ему требуется, уже не пользуется, а злоупотребляет. Ему нужно оставить только самое необходимое, тогда как все остальное во время войны принадлежит Республике и ее обездоленным членам».
Абсолютная прозрачность и всеобщее равенство — это две губительных для свободы глупости, которые уже оставили кровавый след в прошлом.