И вот оно случилось. Я поддерживаю точку зрения, что межнациональные расхождения должны в политике Эстонии быть возможно меньшими. Но когда социал-демократы с преимущественно эстоноязычным электоратом начали искать сторонников среди русских избирателей, я опасался, что кто-либо скажет где-нибудь на русском языке нечто такое, что может быть неверно истолковано.
Но мысли Яака Аллика о том, что Россия никогда не нападала на Эстонию и его пояснения, что эстонский народ является несущественным, безвольным объектом истории, ярко высветили одну еще большую проблему, которая тревожила меня в связи с социал-демократами (Депутат парламента от оппозиционной, но набирающей все большую популярность Социал-демократической партии Яак Аллик на Эстонском телевидении заявил, что Россия никогда не нападала на Эстонию, которая становилась подчас жертвой схваток за перераспределение европейских сфер влияния - прим. перевод.). А именно, я опасаюсь, что многие из них не воспринимают всерьез угрозу, исходящую от России.
Разумеется, я согласен с тем, что правые партии манипулируют российской угрозой, раздувая ее. Как Союз Отечества-Республика, так и партия Реформ для наращивания своей поддержки подбрасывают масла в огонь вражды. Особенно отчетливо мы видели это во время истории с Бронзовым солдатом. Но, несмотря на это, Россия является для Эстонии единственной серьезной угрозой безопасности и останется ею надолго.
Даже самый доброжелательно настроенный наблюдатель должен признать, что Россия не уважает права Эстонии выбирать себе союзников и входить в те международные организации, присоединиться к которым мы решили. Россия также не уважает право Эстонии проводить самостоятельную политику в области гражданства и писать учебники истории по своему усмотрению. Кроме того, Россия претендует на некие «сферы влияния», в которые мы якобы входим и, исходя из которых, у России якобы имеются некие необъяснимые права на Эстонию.
Неоспорим тот факт, что Россия занимается в Эстонии активным шпионажем, а спецслужбы России активно пытаются воздействовать на здешние события и дестабилизировать Эстонию. В ходе военных учений в последнее время она тренировалась в нападении на все три государства Балтии.
Проблемой социал-демократов и в более широком плане левых в Эстонии было то, что их связывают с коммунистическими оккупационными режимами и сомневаются в их готовности постоять за независимость Эстонии. Левые были за последние 20 лет в политике Эстонии довольно бессильными потому, что народ Эстонии не верил, что они воспринимают защиту безопасности Эстонии всерьез.
Поддержка социал-демократов за последние два года головокружительно выросла, но следует отметить, что это произошло в то время, когда эстонско-российские отношения понемногу улучшались и внутри государства не было серьезных национальных конфликтов. Эта поддержка может быстро исчезнуть, если у людей появится сомнение, что социал-демократы не воспринимают безопасность Эстонии всерьез.
Независимость Эстонии для большинства эстонцев является базовой ценностью, на которой надстраиваются все остальные ценности. О социальной политике, налогах и культуре средний эстонец хочет говорить, когда обеспечена его безопасность. Эстонец заботится о своей безопасности, соседях и мягких ценностях, но он знает также, что в Сибири холодно и там плохо кормили.
В ходе последних выборов многие вещи в программе социал-демократов мне казались симпатичными, но их точка зрения об оборонных расходах показалась мне близорукой и неясной, поэтому они остались без моего голоса. Если социал-демократы не могут быть убедительными в обеспечении безопасности Эстонии, я готов терпеть Андруса Ансипа премьер-министром до 2019 года.
Очевидно, не я один такой, кто предпочел бы несколько иную экономическую политику, но при этом желал бы продолжения нынешней оборонной политики. Группа таких, как я, может быть невелика, но в политике победу и поражение решает довольно небольшое число людей. Для победы нужно создать большую коалицию, чем это сможет сделать другая сторона.
Многие социал-демократы вступились за Аллика. Я надеюсь, они не считают, что позиции Аллика беспроблемны. Среди постоянных сторонников социал-демократов подобные взгляды могут быть и распространенными, но следует учитывать, что увеличение поддержки социал-демократов привело в их ряды людей, для которых подобные высказывания являются очень неожиданными и пугающими. Они могут переменить свои позиции.
Безопасность Эстонии – это тема, начинающаяся с интеграции местного русскоговорящего населения и заканчивающаяся военной государственной обороной и НАТО. Эти темы тесно связаны между собой, поскольку самые вероятные сценарии военной угрозы начинаются с того, что в Эстонии происходят насильственные конфликты между различными национальными группами.
Социал-демократам пора предложить по этой части убедительные политические позиции, начиная с интеграции и заканчивая союзническими отношениями и упорядочиванием военной государственной обороны. В конце концов, Эстонию союзники будут защищать, только когда Эстония сама себя защищает.
Перевод: Алексей Архипов.