7 апреля в Стамбуле состоялась встреча главы МИД Турции Ахмета Давутоглу и госсекретаря США Джона Керри. Как сообщает официальный сайт Госдепартамента США, в ходе встречи стороны, помимо двусторонних вопросов, обсудили также ситуацию вокруг израильско-палестинского конфликта, в Сирии, на Кипре, на Южном Кавказе, а также нагорно-карабахское урегулирование. А на совместной пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов по этой тематике, глава МИД Турции заявил: «Турецкие и армянские отношения имеют решающее значение, которые нуждаются в инициировании гораздо более комплексного подхода. Минскому процессу должен быть обеспечен все, возрастающий импульс. Территория Азербайджана, на которую было совершено вторжение, – это вопрос, по которому необходимо определенное продвижение».
Публично А.Давутоглу изложил всем известную позицию официальной Анкары, которая заключается в следующем: необходимо комплексное урегулирование имеющихся в регионе межгосударственных конфликтов и проблем. Грубо говоря, публичная позиция азербайджано-турецкого тандема по выводу ситуации из нынешнего тупика заключается в обмене – оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха взамен на участие Армении в региональных интеграционных проектах.
Именно об этом заявил и президент Ильхам Алиев в Баку. Он отметил заинтересованность Азербайджана в расширении регионального сотрудничества, но при этом отметил, что территориальный вопрос не может быть предметом торга.
Такова официальная и публичная позиция официальных Анкары и Баку. Но, как стало известно из информированных дипломатических источников в Анкаре, Давутоглу и Керри рассматривали проблему урегулирования карабахского конфликта в свете происходящих в регионе геополитических процессов.
Итак, источники утверждают, что Вашингтон и Анкара считают угрозу возобновления полномасштабных боевых действий в зоне соприкосновения войск вполне реальной. При этом, по мнению наших партнеров, вряд ли оправдаются надежды официального Баку на то, что зону боевых действий удастся ограничить Нагорным Карабахом и оккупированными вокруг территориями Азербайджана. С учетом непосредственного вовлечения Армении в войну неизбежным становится расширение зоны охвата боевых действий. По мнению США и Турции, в этом случае боевые действия неизбежно перекинутся и на армяно-азербайджанскую границу, что полностью отвечает интересам Москвы и частично – официального Еревана.
Этот сценарий позволит усилить как военно-политическое присутствие России в регионе, так и зависимость официального Еревана от Москвы. А США и Турция никак не заинтересованы в усилении военно-политического влияния России на Южном Кавказе с учетом силового варианта развития событий вокруг иранской ядерной программы.
Как отмечают дипломатические источники, Вашингтон и Анкара солидарны в том, что на данном этапе Азербайджан не должен реагировать на провокации, направленные на обострение ситуации в зоне соприкосновения войск. По той простой причине, что западные партнеры и Турция не располагают на Южном Кавказе достаточным уровнем военно-политического присутствия, способным нейтрализовать российскую экспансию.
При этом, как отмечают диписточники, на турецко-американских консультациях на уровне глав внешнеполитических ведомств обсуждались возможные перспективы непосредственного западного военного присутствия на Южном Кавказе, в том числе и в Азербайджане, для обеспечения безопасности партнеров и союзников США в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. Дипломатические источники также отмечают, что официальный Баку заинтересован в подобном варианте развития событий.
Кстати, информация, полученная из дипломатических источников в Анкаре, косвенно подтверждается заявлениями некоторых высокопоставленных азербайджанских чиновников. «Азербайджан пытается внести свой вклад в Европу больше, чем получает от нее, потому что мы рассматриваем Европу как единую семью и хотели бы также вносить свой активный вклад в Европу». Как сообщает АПА, об этом 4 апреля изданию New Europe в Баку заявил заведующий общественно-политическим отделом Администрации президента Али Гасанов. «Экономика является одной из основных частей этого вклада, и мы активно инвестируем в европейские государства», – заявил А. Гасанов. А. Гасанов также отметил, что в прошлом Азербайджан стремился получить инвестиции из Европы.
«Но теперь мы вкладываем в Европу, и мы видим возрастающую роль Азербайджана в энергоснабжении Европы», – заявил он. А.Гасанов также заявил, что в последние 10 лет ВВП Азербайджана увеличился в пять раз, а инвестиции – в 10 раз. «Азербайджан стал одной из самых стабильных развивающихся стран», – отметил он. По его словам, несмотря на экономический кризис, который длился три года, Азербайджан сумел продолжить рост и сделать свою экономику более привлекательной. Он отметил, что его страна играет ключевую роль в энергетическом и неэнергетическом секторах, особенно в развитии ИКТ. В этом году Азербайджан запустил свой первый спутник. Кроме того, Азербайджан планирует играть активную роль на международной арене, заявил А.Гасанов, напомнив про председательство страны в Совете Безопасности ООН. Заведующий общественно-политическим отделом Администрации президента заявил, что в последние несколько месяцев Азербайджан пытается привлечь влиятельные европейские институты к решению нагорно-карабахского конфликта.
«Есть три наиболее влиятельных европейских института: ЕС, НАТО и ОБСЕ. И, конечно, нельзя не упомянуть о Совете Европы, поэтому мы активно взаимодействуем с этой структурой. Но одним из самых влиятельных европейских институтов с точки зрения безопасности является НАТО. Что касается экономических отношений с Европейским континентом, мы выступаем за развитие отношений с ЕС. К сожалению, эти две организации не занимаются активно нагорно-карабахской проблемой. Они делают заявления, признавая территориальную целостность и призывая обе стороны достичь мирного урегулирования. Но мы считаем, что потенциал этих двух институтов в обеспечении региональной безопасности гораздо больше, и они должны использовать его», – добавил А.Гасанов. Он призвал ЕС и НАТО сделать более значительные шаги в деле урегулирования замороженных конфликтов. «Я думаю, они могут призвать Армению выполнять международные обязательства по установлению мира в этом регионе. Это, конечно, отразится на обеспечении мира в регионе и обязательно будет влиять на более безопасные поставки энергоресурсов в страны ЕС, потому что мир необходим не только на Южном Кавказе, но и на Европейском континенте», – заявил А.Гасанов.
А тем временем один из ведущих исследовательских центров Вашингтона – Фонд Джеймстаун (Jamestown Foundation) – организовал мероприятие под названием «Организация Объединенных Наций и армяно-азербайджанский конфликт: назад к основам» в связи с 20-й годовщиной принятия Советом Безопасности ООН первой резолюции по нагорно-карабахскому конфликту.
Как сообщили АПА в Посольстве Азербайджана в США, в ходе мероприятия, модератором которого был председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Стар, выступили с докладами заместитель постоянного представителя Азербайджана при ООН Тофик Мусаев, старший научный сотрудник фонда Heritage Ариэл Коэн. Выступивший с докладом на тему «Правовая значимость резолюций Совета Безопасности ООН» Тофик Мусаев рассказал о важности соблюдения международных правовых норм и принципов с точки зрения сохранения международного мира и безопасности. Т.Мусаев заявил, что невыполненные четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требующие незамедлительного вывода оккупантских войск Армении с азербайджанских земель, на данном этапе являются основным фактором, препятствующим продвижению в урегулировании конфликта.
Он добавил, что занимаемая Арменией в процессе переговоров неконструктивная позиция не имеет за собой никаких международных правовых основ. Старший научный сотрудник фонда Heritage Ариэл Коэн в своем выступлении проанализировал урегулирование конфликта в контексте позиции международных сил, а также региональных реалий и заявил о необходимости приложить со стороны одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ США все больше усилий в этом направлении.
В свою очередь председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Стар подчеркнул необходимость новых подходов во имя установления стабильности в регионе Южного Кавказа и сообщил, что будущее региона зависит от взаимного сотрудничества всех трех стран региона.
Итак, официальный Баку устами господина Гасанова открытым текстом заявляет о заинтересованности в сотрудничестве с НАТО в урегулировании карабахского конфликта. При этом отмечается, что подобное желание у официального Баку появилось в последние месяцы.
Серьезным экспертам понятно следующее: во-первых, официальный Баку заинтересован в военно-политическом присутствии Североатлантического блока на Южном Кавказе. Почти открытым текстом звучит призыв: «Защитите хотя бы собственные энергетические интересы».
Во-вторых, по сути, завотделом президентской администрации заявляет, что последние несколько месяцев идут активные консультации в данном направлении, притом стороны или уже нашли, или же очень близки к согласованию формата западного военно-политического присутствия. По большому счету, заявление А.Гасанова является определенного рода посланием соседям, от которых исходит угроза Азербайджану, притом речь прежде всего идет о России и Иране.
В-третьих, западная пресса просто наводнена утечками об американском и израильском военном присутствии в Азербайджане. «Израиль и США усиливают присутствие в Азербайджане. Представители Вашингтона и Тель-Авива объясняют это необходимостью следить за действиями Ирана». Об этом, как передает Vesti.Az, говорится в заметке Volcity.
Отмечено, что, по мнению некоторых специалистов, именно Грузия и Азербайджан станут основными перевалочными пунктами для американских вооруженных сил в случае, если они решат начать военные действия в отношении Ирана. «Такое стратегическое решение вполне соотносится с большим количеством совместных учений, которые проводятся военными двух стран в последнее время. Помимо Израиля, Азербайджана и Грузии, участие в маневрах может принять и Турция», – подчеркнуто в заметке.
Издание напомнило, что чуть ранее в британской The Times появилась информация о концентрации разведывательных отрядов на территории Азербайджана. «Как утверждают журналисты, повышенное внимание к бывшим советским республикам не исключает и возможности шпионить за Россией. Ведь именно Россия выступает как третья сторона в многочисленных спорах между Турцией и Ираном», – считает издание.
По сведению из других источников, Азербайджан также недоволен теплотой взаимоотношений, установившихся между Ираном и Арменией. При всем этом Баку всерьез опасается начала боевых действий против Ирана. Ведь в таком случае не за горами гуманитарный кризис. В Азербайджан потянутся десятки тысяч иранских беженцев.
Эксперты также предполагают повторное обострение ситуации в Карабахе. Обращает на себя внимание тот факт, что еще пару месяцев назад официальный Баку непременно гневно отреагировал бы на подобные утечки. Сразу бы последовало опровержение. Сегодня же Баку старается не замечать подобных «враждебных выходок» западной прессы, направленных «на обострение межгосударственных отношений с дружественными соседними странами».
В-четвертых, после прекращения функционирования, притом ускоренного, Габалинской РЛС расширение военно-политического сотрудничества с Западом было неизбежно. Габалинская РЛС, независимо от того, как она официально называлась, была российской военной базой на территории Азербайджана. То есть худо-бедно эта военная база выступала в качестве гаранта отсутствия прямой угрозы агрессии со стороны России и частично – со стороны Ирана. Грубо говоря, неприлично нападать на страну, на территории которой находится твоя военная база. Также непозволительно, когда на эту страну нападает кто-то другой. Этой военной базы больше нет. Мы, как говорится, повисли в воздухе.
Все очень просто. В регионах столкновения геополитических интересов ведущих держав такие небольшие страны, как Азербайджан и Армения, не могут себя чувствовать в безопасности без «могущественного покровителя». Тут миллиарды от экспорта нефти не помогут. Этих миллиардов у стран Персидского залива намного больше. Но есть и американские военные базы. В стратегической перспективе Запад и Турция должны быть заинтересованны в том, чтобы стать «могущественным покровителем» для стран Южного Кавказа, на данном этапе – для Грузии и Азербайджана, исходя из собственных геополитических интересов. Плохо то, что это мы осознали не раньше, а в последние несколько месяцев. А ведь эксперты предупреждали. Но, как говорится, пока гром не грянет…
А что Армения? Сегодня она не может отказаться от «российского покровительства». Но Ереван не желает отказываться и от перспективы на евроинтеграцию. Одним словом, и хочется, и колется. В этих условиях Армения, скорее всего, заинтересована в сохранении существующего статус-кво, если, конечно, это позволит ирано-российский тандем. Армении выгодно затаиться и дождаться того, чем завершится это великое геополитическое противостояние. Если победит Россия, то никаких проблем. Статус «форпоста» гарантирует перспективу чувствовать себя среди «победителей». В случае победы западной коалиции также не беда. В Ереване прекрасно осознают, что Запад не отдаст «на съедение» Армению. Даже выкупит у России.
Поэтому правящая элита Армении пытается оттянуть момент неизбежного выбора. Нужно с большим уважением относиться ко всем странам, которые искренне и непредвзято хотят видеть разрешение карабахского конфликта и приложить свои положительные усилия для достижения этого, но Минская группа ОБСЕ – сегодня лучший формат урегулирования данного вопроса. Об этом заявил на пресс-конференции 5 апреля депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии, председатель постоянной комиссии парламента Армении по внешним сношениям Артак Закарян, комментируя по просьбе корреспондента ИА Regnum периодические заявления Тегерана о своей готовности к посредничеству в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта.
По мнению Закаряна, обычно нерешенные на протяжении долгого времени конфликты переходят на другой этап, чего, однако, не происходит с карабахским, и мирное положение сохраняется, что является также результатом усилий Минской группы ОБСЕ. «Любой формат может вызвать дисбаланс сторон и иметь отрицательное воздействие, но давайте отнесемся с большим уважением и благодарностью ко всем тем странам, которые непредвзято стараются оказать свое содействие решению вопроса», – подчеркнул он, добавив, что урегулирование карабахского конфликта очень выгодно всем региональным странам, поскольку оно укрепит безопасность в регионе и предоставит новые возможности для экономических и энергетических коммуникаций. «Но все это должно произойти, исходя из интересов Армении и с учетом наших подходов и предложений», – отметил депутат.
Отвечая на вопрос о том, не означает ли это, что посредничество Ирана в данном процессе сейчас нереалистично, парламентарий отметил: «Не думаю, что будут иметь место обсуждения вопроса нового посредничества». Однако, если ирано-российский тандем поставит вопрос ребром, что в конечном счете неизбежно, то у Армении не будет никакого выбора…