Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Асфальт, мобильники и колониализм

Китайская экспансия в Африке пока идет успешно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автобус, которому уже несколько десятков лет, карабкается по серпантину северо-западной Эфиопии. На каменистой дороге он два раза прокалывает шину, а средняя скорость колеблется вокруг цифры 30 километров в час. Коллега водителя через каждые десять километров льет воду на проход между сиденьями. Он пытается хотя бы на минуту остановить вихри из пыли, проникающие внутрь...

Автобус, которому уже несколько десятков лет, карабкается по серпантину северо-западной Эфиопии. На каменистой дороге он два раза прокалывает шину, а средняя скорость колеблется вокруг цифры 30 километров в час. Коллега водителя и своего рода «капо» автобуса через каждые десять километров льет воду на проход между сиденьями. Он пытается хотя бы на минуту остановить вихри из пыли, которые с неважной дороги через все дыры проникают внутрь автобуса. Некоторые пассажиры в конце десятичасового пути уже не могут дышать и держат перед лицом платки.

Это захватывающее для романтика и выматывающее для прагматика путешествие произошло почти четыре года назад. Сегодня на той же самой трассе ничего подобного уже не случится. Китайские инженеры и их эскаваторы, черпающие землю, а также укатывающие асфальт эфиопские коллеги построили новую дорогу. Путь на работу, к родственникам и на рынок в город после окончания строительства проходит без особых трудностей и длится в два раза меньше.

Эта эфиопская история - один из бесчисленных конкретных  примеров проявления одного из важнейших геополитических сдвигов в мире в начале XXI века, а именно - проникновения Китая в Африку. Взаимная торговля за последние десять лет возросла в 20 раз, Китай вдруг стал крупнейшим деловым партнером Африки. Новый председатель КНР Си Цзиньпин на прошлой неделе во время своего первого визита за границу отправился не только в Россию, но и прямиком в Конго, Танзанию и ЮАР и таким образом подчеркнул значение отношений с самым бедным в экономическом отношении континентом.

Читайте также: Рывок в Африку

Страх перед новыми империалистами

За китайским проникновением в Африку сначала наблюдали с большим недоверием, особенно из Европы. В международной политике никто ничего не хочет делать просто так, это относится и к дешевым китайским кредитам, инвестициям и помощи на развитие. Китаю не просто важен  доступ к ресурсам, он хочет привязать к себе африканские государства и получить их голоса в ООН и на других международных площадках.

Живущие у Килиманджаро - кенийское племя масаи.


Поэтому часть африканской элиты, академики и чаще всего сотрудники европейских некоммерческих организаций и агентств по развитию стали предупреждать об опасности нового империализма. Они опасаются, что стратегически мыслящий Китай использует слабость более 50-ти африканских правительств и с помощью коррупции легко получает доступ к природным ресурсам, которые использует для развития своей собственной экономики. Бедные африканцы останутся с пустыми руками, как во время европейского колониализма.

Строительство дорог и электростанций европейцев не привлекает


Эти опасения все еще имеют место, и они оправданы. Например, в начале марта серьезное предупреждение своему континенту сделал глава Центрального банка Нигерии. «Китай покупает у нас сырье и продает нам продукцию с высокой добавленной стоимостью. Эта несбалансированная торговля сохраняет отсталость нашей экономики. Это суть колониализма», - написал на страницах Financial Times признанный банкир Ламидо Сануси. Он настаивал на том, чтобы африканцы отказались от романтического взгляда на Китай, воспринимали его как соперника и препятствовали дешевому импорту, уничтожающему остатки африканской промышленности. Его слова – часть больших споров, которые ведутся в Африке о китайском влиянии. При этом аргументы второй стороны убедительны. «Европа уже так давно богата и развита, что она вообще не может нас понять, например, проблемы нашей деревни. Мы должны учиться, прежде всего, у Индии и Китая, которые еще помнят бедность», - часто раздается такая точка зрения. На китайские кредиты и дары строится инфраструктура, которую европейцы и американцы не слишком финансируют: дороги, пристани, электростанции. Без этих сооружений, не столь привлекательных для западных дарителей, как школы и больницы, бедные экономики никогда не смогут встать на ноги.

Также по теме: Африканцы перед стартом - Нигерия в эйфории

Мечта об африканском потребителе


У этого мировоззренческого спора не может быть ясного решения, с этим китайской экспансии не справиться. В дискуссиях каждая из сторон найдет свои аргументы. Одни будут обращать внимание на дороги, построенные взамен на доступ к сырью и разваливающиеся через два года. Другие отметят дешевые умные телефоны китайского производства, благодаря которым и у бедных африканцев появился доступ в интернет.

Однако пока кажется, что страхи перед новым колониализмом преувеличены. «Африка со времен получения независимости еще не была в столь хорошем положении», - написал в марте журнал The Economist. Неслучайно, что период роста Африки совпадает с периодом китайского влияния.

Создаются рабочие места, и в Африку течет больше инвестиций, которые, в отличие от помощи на развитие, могут дать начало естественному экономическому росту. Китай к тому же интересует Африка-потребитель. Самую бедную часть света китайцы считают последним, еще не завоеванным рынком. И готовятся к тому, чтобы получить максимум от ожидаемого расцвета богатеющей Африки, от лихорадочной страсти к покупкам у десятков, а скоро – сотен миллионов африканцев из среднего класса. «Развивая африканский рынок, мы помогаем сами себе. Богатая Африка приведет к супербогатому Китаю», - обобщил один из китайских бизнесменов в ежемесячном издании African Business. Именно в этом аргументе кроется главная надежда: эгоистичный интерес Китая скрывает в себе постепенный рост благосостояния обычных африканцев.