Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс 10 апреля прибыл с официальным визитом в Белоруссию, в Витебск. В рамках визита предусмотрена встреча Ринкевича с включенным в черный список Европейского союза министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем и губернатором Витебской области Александром Косинцом.

Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс 10 апреля прибыл с официальным визитом в Белоруссию, в Витебск. В рамках визита предусмотрена встреча Ринкевича с включенным в черный список Европейского союза министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем и губернатором Витебской области Александром Косинцом. Ожидается, что Ринкевичс будет говорить не только о приграничном сотрудничестве Латвии и Белоруссии, но и об отношениях Брюсселя и Минска.
 
С 2010 года после резкой реакции белорусских властей на протесты в связи с президентскими выборами в отношениях ЕС и Белоруссии царит охлаждение. В Белоруссии не работают инициативы ЕС по Восточному партнерству. В черном списке Брюсселя 243 физических лица и 32 предприятия Белоруссии, которые поддерживают режим Лукашенко. В июне прошлого года Совет ООН по правам человека принял резолюцию, в которой власти Белоруссии призываются расследовать сообщения о пытках и жестоком обращении с заключенными, а также немедленно освободить и реабилитировать всех политзаключенных. Официальный Минск отказывается признавать, что в стране вообще есть политзаключенные. Согласно оценке 29 стран, выполненной FreedomHouse Nations In Transit, по авторитарным тенденциям на постсоветском пространстве Белоруссию опережают только Туркменистан и Узбекистан… Та свобода, которую мы в Латвии воспринимаем, как само собой разумеющееся, в соседней стране является чем-то далеким и непонятным.
 
Любовный треугольник
 
В отношениях ЕС и Белоруссии всегда есть третий – Россия. В недавнем интервью телеканалу Russia Today Лукашенко сказал, что «в Белоруссии не реализуется рыночное направление экономики, когда частная собственность является приоритетом, а государственную надо разрезать на куски, разделить, перераспределить…».
 
Однако такой режим не мог бы существовать, если бы не было экономической поддержки на протяжении многих лет со стороны России – без помощи России Lukashenkonomy не работала бы. И впредь Москва не выпустит Минск из орбиты своего влияния, но за то, чтобы он находился вблизи, уже не хочет платить так дорого, как раньше. Россия еще в 2010 и в 2011 годах показала, что не смирится с неверностью сердечного друга, когда Минск сближался с Брюсселем. Следы на снегу беспорядков 19 декабря 2010 года, или, по меньшей мере, их часть имеют российское происхождение.
 
Почему-то именно в тот момент, когда Лукашенко посмотрел в сторону Запада, прибыли «революционеры» из России – «помочь». В результате было арестовано около 700 участников протестов и семеро из девяти кандидатов на президентских выборах. Нормативному Брюсселю «пришлось» реагировать.
 
Экономический кризис и желание России перенять стратегически важные предприятия Белоруссии сделали свое – Белтрансгаз уже полностью принадлежит компании Газпром. В этом году Белоруссия может продать России нефтеперерабатывающее предприятие Нафтан. В свою очередь, предприятие Беларуськалий, по словам вице-премьера Белоруссии, Владимира Семашко, может быть продано сингапурским инвесторам. Если крупные предприятия будут проданы, то очередная девальвация, которую считают возможной эксперты в области экономики, может в ближайшее время не произойти. Во всяком случае, Лукашенко не хочет упускать из рук оставшиеся крупные предприятия, но тогда необходимо нечто большее, чем игра типа МММ с высокими процентами по вкладам, в которую уже более года играют белорусские банки. Экономическая помощь может поступить также от ЕС, только для этого Минску нужно будет сделать большие шаги в направлении демократических реформ.
 
Нормативная Европа
 
И Латвия, и ЕС в целом хотят видеть у своих границ демократическую  Белоруссию. Как этого добиться? При помощи санкций? Это моральная поддержка оппозиции, но также и аргумент для Лукашенко, чтобы можно было рассказывать, что европейцы плохие. У общей политики ЕС не очень много возможностей для маневра – она нормативная, т.е. основанная на ценностях. Главная цель такой внешней политики – права человека, демократия, распространение свободного рынка и верховенства закона в зарубежных странах, в особенности в соседних. Отказ от такой политики противоречил бы формируемой ЕС идентичности, которая предусматривает изменить мир при помощи ценностей, например, убеждением и поддерживающим сотрудничеством.
 
Эта идеальная картина больше из теоретических трудов ученого Яна Маннерса о Европе как о «нормативной власти», которая без военной силы делает великие дела. Скептики напоминают, что без США и военного зонтика НАТО что-то подобное невозможно. И практика показывает, что Брюссель не может относиться одинаково «нормативно» ко всем - поставщиков нефти и газа критикуют меньше, чем Белоруссию.
 
От ценностей и норм отказываться нельзя, но на практике, чтобы повлиять на умы и сердца белорусов, скорее, лучше, чем санкции, помогут активные взаимные контакты между людьми. Большинство белорусов вовсе не были в этих «несчастных» странах ЕС и «враждебных» странах-членах НАТО. Контролируемые белорусскими властями СМИ не скупятся на похвалы в адрес режима Лукашенко и на презрение к «загнивающему» Западу. К сожалению, это воздействует на значительную часть жителей соседней страны, которые по-прежнему получают новости из пропагандистского ТВ, а не из Интернета.
 
Ценности и (или) интересы
 
В выполненном в прошлом году Институтом внешней политики Латвии и Центром исследований политики Восточной Европы исследовании об экономическом присутствии России и Белоруссии в странах Балтии отмечается, что в отношениях Латвии с Россией и Белоруссией до сих пор существует дилемма «ценности – интересы», которую необходимо решить. В выводах исследования, в частности, сказано: «Латвии нужно следовать своим ценностям на долгосрочную перспективу во внешнеполитическом мышлении и в его формировании, в соответствии с ценностями Евроатлантического сообщества. Это не исключает экономизацию внешней политики и продвижение экономических интересов». (Спрудс А., Economic Presence of Russia and Belarus in The Baltic States: Risks and Opportunities, Riga, 2012).
 
Таким образом, рекомендуемая экспертами стратегия – реализовать нормативную политику ЕС, но в тактике на краткосрочную перспективу «не бежать впереди ветра» и думать, в том числе  и об экономической выгоде.
 
Приграничное сотрудничество тоже было бы шагом в правильном направлении. У Белоруссии, в отличие от России, по отношению к Латвии нет имперских амбиций, поэтому определенное привлечение, скорее, содействовало бы сближению белорусов с остальной Европой, а не вредило бы нам. Однако, как и с Россией, отношения надо выстраивать прозрачно, чтобы общество знало, что делает внешнеполитическое ведомство.
 
Выраженная Ринкевичем идея о возобновлении диалога - вначале, как минимум, на уровне 2010 года - достойна поддержки. Надо подумать также, целесообразно ли для возобновления делового диалога нахождение министра иностранных дел Белоруссии в черном списке. Однако не нужно бояться говорить о тех вещах, которые неприемлемы для ЕС. Нашим соседям следует напомнить, что граждан своего государства надо уважать, а не воспринимать их, как толпу, которой промывают мозги.
 
Андис Кудорс, исполнительный директор Центра исследований политики Восточной Европы

Перевод: Лариса Дереча.