Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Ненавидеть ее было очень легко. Тон ее речи был самодовольным и ханжеским. Стиль одежды был чрезмерно подчеркнутым, укладка волос – идеальной, словно она только что вышла из парикмахерской. Она была высокомерной и бессердечной моралисткой, амбициозной и властолюбивой особой, трудоголиком, а мыслила она упрощенными схемами.
У нее было лицо пуританской няньки, которая всегда смотрит на тебя с укоризной. И это мы еще не касались ее кошмарных деяний: высокий уровень безработицы, намеренное разрушение государства всеобщего благоденствия, смертельный удар по профсоюзам и война.
Но Маргарет Тэтчер, самый выдающийся британский лидер после Второй мировой войны, была не только лидером Великобритании. Она была великим жрецом нового капитализма 80-х, не знавшего преград и ограничений. Она была Жанной Д’Арк крайнего индивидуализма конца ХХ века. Она была той женщиной, которая сменила старую систему ценностей, базировавшуюся на ответственности государства перед обществом и социальной солидарности, на новую ценностную философию, в основе которой лежали – индивидуальная ответственность и стяжательство, безграничная алчность.
Читайте также: Тэтчер не соркратила участие британского государства в жизни общества
Радикальная социально-экономическая революция, которую она осуществила 30 лет назад у себя на родине, изменила мир, в котором мы сегодня живем. Так что, нравится нам это или нет, Маргарет Тэтчер является неотъемлемой частью нашей жизни. Именно она похоронила старую классическую социал-демократию, которая больше не функционирует. Именно она создала тот новый социально-экономический мировой порядок, который стоит на трех китах: прибыль, прибыль и еще раз прибыль.
Маргарет Тэтчер никогда не пользовалась любовью широких масс. Она получила ключи от кабинета на Даунинг-стрит, 10 в 1979 году не потому, что пользовалась симпатией у избирателей, а потому что казалась единственным человеком, способным выполнить жизненно важную задачу: остановить стремительный закат Великобритании. Дочь лавочника справилась с этой задачей. После пяти лет жесточайшего правления, когда казалось, что Соединенное королевство вот-вот разлетится на мелкие осколки, она сумела превратить окаменевшее, вырождающееся государство в процветающую державу. После того как ей удалось сломать английскую традицию логичности и сдержанности, выпускница химического факультета Оксфорда смогла установить в стране жесточайшую капиталистическую модель, в которую она искренне верила.
В течение долгого периода времени англичане больше всего ненавидели две вещи: фанатизм и деньги. Революционерка-консерватор Мэгги Тэтчер перевоспитала своих сограждан: она сделала деньги, фанатизм и фанатичную тягу к деньгам фундаментом того нового, дерзкого миропорядка, который она создала. Она сумела уничтожить тот антибуржуазный социализм, который так ненавидела, превратив большую часть англичан в мелких буржуа, собственников. Железная леди умудрилась превратить брутальную идею экономики, базирующейся на мелком бизнесе и индивидуализме одиночек, в самую успешную социальную модель современности.
Также по теме: Какой была Маргарет Тэтчер
Тэтчер верила в то, что нет такого понятия, как «общество». Идея государства также не вдохновляла ее. Для того чтобы обеспечить абсолютный контроль рыночных сил над нашей жизнью, она изобрела приватизацию – электричества, газа, воды, телефонной связи, железных дорог. Приватизацию всего, что можно приватизировать. Но с точки зрения новой пророчицы протестантского капитализма, приватизация не была исключительно экономическим процессом, а, прежде всего, идеологическим, имеющим почти религиозное значение. Тотальная, догматическая приватизация отражала глубочайшую неприязнь Тэтчер к любому коллективистскому институту – религиозному, государственному, культурному. И тэтчеровская приватизация сработала. Вначале она изменила облик Великобритании, затем она изменила облик Европы. А вскоре изменила облик всего мира. Даже облик Израиля приватизация изменила до неузнаваемости. Тэтчер помогла глобализации превратить мир в огромный рынок, в котором частная собственность – высшая ценность, в котором не выживает ни одно государство, общество, община, не обладающие достаточными ресурсами для противостояния капиталу.
Международный экономический кризис, разразившийся в 2008 году, выдвигает серьезные вопросы в отношении наследия Тэтчер. То, что происходит в последние годы, учит нас тому, что необузданный рынок, безмерная алчность и неограниченная погоня за деньгами – не только несправедливы, но и опасны. Капитализм оказался жизнеспособным хищником, который в итоге пожирает самого себя. Но даже те, кто не разделяет мировоззрение Тэтчер, не могут не оценить историческое величие этого выдающегося политика. Женщина, которая покинула в понедельник этот мир, доказала, что и в наше время глубокие идеи могут менять реальность. Она доказала, что мужчины и женщины, обладающие глубокой верой и железной волей, могут перевернуть мир.