Тесные отношения американцев с Монтанелли. Маневры вокруг Corriere della Sera. Роль Аньелли. Мониторинг Espresso и рождение газеты La Repubblica. Об этом рассказывают телеграммы семидесятых годов во времена Киссинджера
«Corriere della Sera не может прекратить свое существование. Она слишком важна. Это газета национального значения. Правительство каким-то образом должно ее спасти, если Риццоли и Оттоне не найдут новый источник финансирования».
Это слова светила национальной журналистики Индро Монтанелли, доверенного лица американцев в 1973-1976 годы. Об этом мы узнаем из «телеграмм Киссинджера», обнародованных Wikileaks, которые Espresso публикует в Италии в сотрудничестве с газетой La Repubblica. 1973-1976 годы — это темный период, ознаменованный скандалами, интригами, глубоким политическим и экономическим кризисом. Американцев беспокоит призрак исторического компромисса, Италия все больше уклоняется влево, а США хотят, чтобы в ней правили правые и центристы и сохранялась приверженность страны Североатлантическому блоку.
В этот период шла так называемая холодная война, но в действительности международная обстановка была раскаленной. Как в ходе любой войны, средства массовой инфрмации играли не просто большую роль, они стали стратегическим оружием.
Телеграммы Киссинджера говорят о том, что американские дипломаты постоянно внимательно следили за итальянской печатью, но когда возник риск, что Итальянская коммунистическая партия может прийти к власти, простой мониторинг обернулся прямым вмешательством. Это не просто поиск способа повлиять нак ситуацию, это крестовый поход. «Речь идет не о деньгах или рекламе, речь идет о судьбе итальянской демократии и всего устройства западного мира», - объсняют американцы своим итальянским собеседникам, которые не склонны взывать к оружию. Американцы настаивают и делают все возможное, чтобы убедить итальянцев в серьезности ситуации.
1975 год стал годом перемен. На региональных выборах сократилось число избирателей, проголосовавших за кандидатов Христианско-демократической партии, зато Итальянская коммунистическая партия получила более 33% голосов. В августе американские дипломаты провели важную беседу с Монтанелли, который опасался развития ситуации по наихудшему сценарию. «Он считает, что ситуация постоянно осложняется, что может привести к установлению режима типа сталинского», - пишет консул США в Милане. Знаменитый итальянский журналист считал, что создались предпосылки к государственому перевороту, политика продемонстрировала свое бессилие, предпринимателям на все наплевать. «Посмотрите на Аньелли. Он не обанкротится, если придет конец итальянской демократии. Его империя интернациональна», - объясняет Монтанелли. По мнению великого журналиста, Эудженио Чефис представляет собой особый случай. Президент фирмы «Монтэдисон» финансирует как Il Giornale Монтанелли, так и Corriere della Sera, которые стоят на диаметрально противоположных позициях. Il Giornale является рупором правых, а Corriere della Sera, возглавляемая Пьеро Оттоне, стала слишком левой, по мнению американцев и самого Монтанелли, который долго в ней проработал, но в годы, когда во главе газеты стал Оттоне, ушел из нее и основал Il Giornale на деньги Чефиса. «Если он нас бросит, то нам придет конец, - сообщает Монтанелли. - Но в любом случае даже Эудженио Чефис не сможет помешать Corriere della Sera поддерживать курс на исторический компромисс» (речь идет о стремлении ИКП к сотрудничеству с Христианско-демократической партией — прим. переводчика).
Дипломаты США были очень обеспокоены этой беседой. Когда через некоторое время Оттоне заявил, что тираж Il Giornale сокращается, они бросились проверять этот факт, так как не могли допустить потери аудитории такого важного союзника, как газета Монтанелли. В сентябре 1975 года они стремятся наладить контакт с доверенным человеком Чефиса Джоаккино Албанезе. «Это его ближайший сотрудник, который курирует газеты, в особенности - Corriere della Sera, Il Giornale и Messaggero, которыми владеет или косвенно финансирует фирма «Монтэдисон, - сообщают в телеграмме американские дипломаты. - Нет сомнения, что Албанезе является доверенным человеком Чефиса». Следовательно, он хорошо осведомлен о планах и стратегии великого кукловода в сфере итальянских финансов.
Албанезе рассказал дипломатам США о том, что у Чефиса нет никакого желания войти в правительство: «Он хочет власти, но не хочет ответственности в правительстве». Следовательно, если США сделают ставку на Чефиса как на потенциального антикоммунистического лидера, то они многого не добьются. Не следует им возлагать слишком большие надежды и на Джанни Аньелли. Албанезе предупреждает: «Он человек неустойчивый, авантюрист, который любит наркотики и женщин». Американцы присовокупляют эти факты к своим нападкам на владельца заводов Fiat. Они подчеркивают: «Известно, что Чефис и Аньелли - большие враги на личном уровне, и высказывание Албанезе отражает мнение его начальника».
Американцы пытаются понять, может ли Эудженио Чефис помочь им, по крайней мере, с газетами, если он не хочет никаких прямых обязательств в политике. Их приоритетной целью является изменение курса Corriere della Sera, слишком отклонившейся влево, про мнению американцев. Албанезе отвечает, что Corriere della Sera теряет большие деньги, а главное — находится в руках коммунистов. Он объясняет, что попытка ослабить их контроль над газетой приведет к дальнейшему ухудшению экономической ситуации. «Но если газета слишком левая, да к тому же не приносит дохода, то почему такой предприниматель как Чефис ее финансирует?», - спрашивают Албанезе американцы. «Corriere della Sera и другие контролируемые газеты нужны владельцу фирмы «Монтэдисон» по разным причинам, - объясняет главный сотрудник Чефиса. - Прежде всего газеты предотвращают требования проведения крайне дорогостоящих мероприятий, типа ликвидации последствий загрязнения окружающей среды, вызванного работой гигантского химического завода. Потом они оказывают давление на членов правительства с тем, чтобы они действовали в интересах фирмы. В противном случае они не стали бы этого делать. Наконец, газеты могут играть прямую политическую роль, как это было в случае с Il Giornale. Чефис создал эту газету, чтобы помочь Фанфани стать политическим лидером, в котором отчаянно нуждалась Италия. Но Фанфани сам разрушил свою карьеру. Il Giornale стал не нужен».
В разговоре с американскими дипломатами самый близкий сотрудник Чефиса сообщает, что он не видит условий для маневра: «Мы даже не можем ставить условий газетам, которые контролируем. В конце концов, что можно сделать при нынешнем состоянии дел в итальянской политике? Если бы существовало какое-то политическое направление, были бы достойные лидеры, то можно было бы бороться. Но вокруг пустота. Все осознают тяжесть экономического кризиса, но никто ничего не делает. В Риме я даже не могу найти министров, с которыми мог бы обсудить ситуацию». Единственная вещь, которую можно было сделать при тех обстоятельствах, это приказать контролируемым газетам оставить фирму «Монтэдисон» в покое и не создавать ей проблем.
Через некоторое время после беседы с Джоакином Албанезе стало известно об основании новой газеты La Repubblica во главе с Эудженио Скальфари. «Эудженио Скальфари был директором L'Espresso, еженедельника левоцентристских сил, которые в редких случаях проявляют себя как друзья американцев», - пишут дипломаты в телеграмме в попытке понять, как изменится направление итальянских средств массовой информации. Наверняка L'Espresso доставил хлопот американцам в те годы. Из «телеграмм Киссинджера» мы узнаем, что статьи из еженедельника часто переводятся, комментируются и отсылаются в Госдепартамент в Вашингтон. Внутренние дела газеты тоже находятся под контролем. Когда L'Espresso расстался с политическим журналистом, а впоследствии членом парламента от социалистов Лино Яннуцци «из-за его предполагаемой вовлеченности в дело Синдона», а на его место был принят Джанчезаре Флеска, политический обозреватель газеты ИКП Paese Sera, то дипломаты США писали в своих депешах, что, возможно, это сигнал того, что газета собирается занять более благоприятную позицию по отношению к историческому компромиссу.
«Что касается La Repubblica, то вряд ли нам будет приятно читать эту газету», - заключают американские дипломаты. В первый раз газета вышла в январе 1976 года, но уже в ноябре 1976 года американцы стал искать возможность диктовать ей свои условия. Миланское консульство просит вице-президента корпорации «Конфиндустрия» Леопольдо Пирелли повлиять на Эудженио Скальфари в том смысле, чтобы его газета более благосклонно отзывалась о Соединенных Штатах и североатлантических союзниках. Но Пирелли ответил: «Что касается печати, не думаю, чтобы «Конфиндустрия» могла диктовать ей, что нужно делать». Этот ответ вызвал раздраженную реакцию американцев: «Речь идет не о деньгах или рекламе, речь идет о судьбе итальянской демократии и всего устройства западного мира».
В последние месяцы 1975 года, которые предшествовали рождению La Repubblica, экономическая ситуация Corriere della Sera становится все более драматичной. И неожиданно газета делает резкий поворот вправо. «Резкая смена политической ориентации Corriere della Sera, смягчившей свой враждебный тон по отношению к США и Христианско-демократической партии и ставшей более критичной по отношению к ИКП, несомненно связана с финансовым кризисом», - сообщает Миланское консульство Вашингтону. «У газеты огромный долг, и ее владелец Анджело Риццоли пытается получить кредит, - объясняют дипломаты США Государственному департаменту. - Если дела примут плохой оборот, и Corriere della Sera обанкротится, что не является невероятным, выиграют от этого Il Giornale и La Repubblica, новая газета левых, но не коммунистов ». По иронии судьбы именно великий консерватор Монтанелли заверил американцев в огромной роли самой влиятельной прогрессивной газеты страны: « La Repubblica может сыграть весьма конструктивную роль в итальянской политике».