Создание современного государства Турция задумывалось на основе идеи сближения с Западом. Такие аспекты, как существующая система образования, идентичность, светскость, сформировались в рамках западных достижений. С началом холодной войны Турция повернулась к Западу лицом и поставила под сомнение отношения со своим близким окружением. Геокультурное наследие, которым обладает Турция, в течение длительного времени не использовалось, что было продиктовано как неподготовленностью тех, кто принимают решения внутри страны, так и восприятием Турции, сформировавшимся на Ближнем Востоке. В Турции все еще ведутся споры о светскости, которые в научных работах и общественном мнении арабского мира регулярно подвергаются критике. В сложившейся ситуации на арабской географии доминировала точка зрения о том, что турецкие власти и Турция, отойдя от ислама, гонятся за империалистическими идеалами.
Проекция многонаправленной внешней политики, начавшаяся с 1970-х годов и периода Озала, была призвана отразиться и на отношениях Турции и Саудовской Аравии. С этого времени экономические отношения между двумя странами стали развиваться. В Саудовской Аравии появилось большое количество турецких рабочих, а также крупных строительных подрядов турецких предпринимателей. Кроме того, важным фактором ориентации Турции на эти территории стали решения, принятые 24 января 1980 года, которые сигнализировали о переходе Турции от импортозамещающей модели к экономике, основанной на экспорте. Турция теперь стремилась придавать значение промышленности. Для этого, как известно, в ее близком окружении (особенно в Саудовской Аравии) были необходимые аргументы (нефть и пр.). По сути, предполагалось, что эта торговая сеть сформирует и дружественные связи. Страны развивали экономическое партнерство на основе принципа взаимозависимости. Конечно, обеспечение открытости Турции во внешний мир в той степени, в которой она хотела, не могло быть простым. В течение длительного времени Турция находилась под воздействием военного переворота 1980 года, процесса 28 февраля 1997 года и создаваемых до начала 2000-х годов коалиционных правительств.
Читайте также: Станет ли Турция Соединенными Штатами Анатолии (США)?
Экономические отношения Турции и Саудовской Аравии
Внешняя торговля между Турцией и Саудовской Аравией носит взаимодополняющий характер. В то время как Турция в 2008 году с объемом ВВП около 740 миллиардов долларов стала самой развитой экономикой ближневосточного региона, Саудовская Аравия, объем ВВП которой в этот же год достиг 476 миллиардов долларов, превратилась во вторую крупнейшую экономику региона. Нижеприведенная таблица отражает динамику торговли двух государств. Скачки и спады, представленные в таблице, вызваны экономическими кризисами и региональными проблемами. Тем не менее, необходимо отметить, что экономические отношения двух государств находятся на достаточно высоком уровне. К тому же, при анализе динамики экспорта в страны Ближнего Востока в целом очевидно, что самый высокий рост экспорта Турции на основе доллара зафиксирован в Саудовскую Аравию.
Год Экспорт, Импорт, Объем, Баланс
млн $ млн $ млн $ млн $
2003 741 969 1 711 -228
2004 769 1 232 2 000 -463
2005 962 1 889 2 851 -927
2006 983 2 252 3 235 -1 269
2007 1 487 2 440 3 927 -953
2008 2 202 3 322 5 524 -1 121
2009 1 771 1 692 3 463 79
2010 2 220 2 440 4 660 -221
Также по теме: Первое турне Керри и Анкара
Основные диалоги в двусторонних отношениях
Важный пункт – единые религиозные элементы руководства Саудовской Аравии и Турции. Однако интерпретировать данную ситуацию как деноминационализм было бы неверно. Между прочим, в Саудовской Аравии есть также граждане, исповедующие ислам шиитского толка, что заставляет власти государства задумываться над риском возможного влияния таких государств, как, например, Иран. Так, на Саудовскую Аравию оказало влияние вмешательство США в Ирак в 2003 году. Правительство, созданное в Ираке, возглавил аль-Малики, представитель шиитского мазхаба. Руководство Сирией осуществляется также связанным с шиитским мазхабом Башаром Асадом. В сирийском вопросе официальное лицо центрального правительства Ирака аль-Малики разделяет позицию Ирана. Как Иран, так и Ирак неоднократно предупреждали Турцию и Саудовскую Аравию, апеллируя к сирийскому вопросу. Если вспомнить события войны в Персидском заливе, в результате мазхабного диалога отношения двух стран превратились в дружественные.
Следует отметить, что существует несколько основных вопросов, по которым позиции Саудовской Аравии и Турции совпадают: Палестина, терроризм и вопросы региональной стабильности. Так, каждое из государств обеспечивает Палестине поддержку в ООН. В сущности, все вышеупомянутые вопросы ориентированы на установление стабильности и безопасности на Ближнем Востоке и Аравийском полуострове. Турция и Саудовская Аравия стремятся к свободе действий в своем близком окружении и установлению прочных связей с входящими в него государствами. Решительность двух государств относительно обеспечения региональной стабильности, борьбы с терроризмом в регионе и осуществление совместных действий в этом направлении способствуют сближению стран друг с другом.
Читайте также: Не отдают ли шизофренией отношения Франции с Катаром и Саудовской Аравией?
Внешние угрозы Саудовской Аравии
Прежде всего внешние угрозы для Саудовской Аравии, как было сказано выше, составляют региональные проблемы. В качестве таких рисков можно назвать неопределенность будущего Ирака, которая возникла с оккупацией США в 2003 году, действия по дестабилизации обстановки в регионе таких наднациональных субъектов, как Хезболла и ХАМАС, интервенционизм США, формирование радикальных блоков и т.п. В сложившейся ситуации сложно представить, чтобы отношения Турции и Саудовской Аравии ограничивались только экономическим срезом. Как Анкара, так и Эр-Рияд, желают стабильности в Ираке. Региональной безопасности также угрожает возрастающее влияние Ирана в регионе и позиция Ирана и Ирака по ситуации в Сирии. Заявления, сделанные премьер-министром Эрдоганом в январе 2010 года в Саудовской Аравии, были весьма многозначительны: «Существующие в Ираке вопросы касаются не только иракцев, но и всех нас. Палестина – не только проблема палестинцев, но и вопрос, который причиняет боль нашей совести. Мы должны быть солидарными и развивать единство, диалог, сотрудничество». Между тем министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу отметил: «Турция развивает связи с арабскими странами. В этом контексте отношения Турции и Саудовской Аравии мы рассматриваем как одно из важнейших направлений связей с арабским миром. С этой точки зрения приобретает особое значение координация наших отношений на региональном уровне. На переговорах с министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом Аль-Фейсалом мы в открытой форме обсудили региональные вопросы. По таким проблемам, как Палестина, Газа, Иерусалим, наши подходы совпадают».
«Арабская весна» и сфера совместных действий Турции и Саудовской Аравии
Явление «арабской весны» на сегодняшний день затрагивает весь регион. Распространение событий, начавшихся в Тунисе, на более широкую территорию, несомненно, было неизбежным. В силу таких причин, как падение уровня национального дохода, жесткие позиции режимов, несправедливый сбор налогов, диктаторы канули в прошлое. Однако этой ситуации недостаточно для того, чтобы утверждать, что в регионе уже сейчас обеспечена стабильность. Судьба событий в Сирии неопределенна. Проведение Турцией, Саудовской Аравией и Катаром проактивной внешней политики по сирийскому вопросу привело к возникновению новых перспектив развития ситуации в Сирии.
Также по теме: Соглашения США и ЕС о свободной торговле и Турция
Проблемы, выявленные в ходе «арабской весны», конечно, невозможно урегулировать через заполнение площадей народами региона. Не предполагалось, что при свержении Каддафи в Ливии эта страна сможет добиться успеха в одиночку. В результате значительной поддержки и обеспечения соответствующей конъюнктуры Каддафи был свергнут. Сирийский народ надеялся на повторение данного сценария в Дамаске. Однако жесткие вето России и Китая в ООН не допускают подобного вмешательства. В такой атмосфере произошло формирование линии Анкара – Эр-Рияд – Доха. Это сближение сыграло важную роль в обеспечении процветания данных государств по многим вопросам в регионе, таким как экономика, торговля, культура, оборона. Несомненно, становление Саудовской Аравии, обладающей нефтецентристской идентичностью, важным государством в Восточном Средиземноморье, было несложным. Можно утверждать, что безопасность региона важна и с этой точки зрения.
Саудовская Аравия, которая стала постепенно утрачивать доверие к западным государствам, стала рассматривать Турцию во главе с Партией справедливости и развития как альтернативную область инвестиций. Саудовской Аравией и Турцией были предприняты многие экономические инициативы, в рамках которых 1 октября 2003 года в Эр-Рияде было подписано соглашение о создании Делового совета Саудовская Аравия – Турция, и в 2004 году совет начал функционировать. С «арабской весной» сформировавшиеся двусторонние отношения государств могут продолжить укрепляться. В то время как экономические достижения упрочивают дружественные отношения двух стран, неизбежным будет их позитивное влияние на регион в целом. Около 500 тысяч граждан Турции ежегодно посещают Саудовскую Аравию с целью совершения паломничества к святым местам, и порядка 125 тысяч турецких граждан работают в этой стране. Одновременно по количеству турецких подрядчиков, осуществляющих свою деятельность в Саудовской Аравии, эта страна занимает первое место среди стран Персидского залива и шестое – в мире. Считаем необходимым продолжение благоприятного курса в развитии двусторонних отношений Турции и Саудовской Аравии, и обеспечение подобной динамики – одна из важнейших функций, которую должны выполнять все мы.