Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Если пропустить через поисковую систему Google вопрос «Где был Бог во время Катастрофы?», то лишь на иврите мы обнаружим 113 тысяч ответов, 113 тысяч дискуссий вокруг этого философского вопроса. Это достойный результат для современного общества, которое обожествляет в грубой и неприкрытый форме материальные ценности, гедонизм и всячески избегает сложных вопросов о бытии и Боге. Однако сегодня, спустя 70 лет после восстания в Варшавском гетто, следует, наконец, расширить этот вопрос и рассмотреть его под особым углом зрения.
Читайте также: Что было известно союзникам о Холокосте?
Я имею в виду, разумеется, важную тему боли и страданий в нашем мире. Ведь, на первый взгляд, Всевышний несет ответственность за все наши страдания, например, за страдания аутистов и прочих ни в чем не повинных людей, с которыми судьба обошлась крайне жестоко. Кроме того, Всевышний несет ответственность за землетрясения и другие разрушительные стихийные бедствия; за рождение жестоких диктаторов и тиранов – таких, например, как нынешний безумный правитель Северной Кореи. Разумеется, можно расширить границы темы за пределы человеческого общества и коснуться страданий животных.
И все-таки следует дать однозначный ответ на эти вопросы – Бог находится в каждом из нас. Бог среди нас. Ведь если бы представители немецкого народа избрали сторону добра и отказались
потворствовать безумствам Гитлера, Катастрофа бы не произошла. Точно так же, если бы европейские народы воспрепятствовали изгнанию своих еврейских сограждан, лишь незначительная часть еврейского населения Европы была бы уничтожена нацистами. Эта истина действительна и в отношении Северной Кореи, а также любой другой страны мира, в которой осуществляются преступления против человечности.
Верно: большинство из нас опасаются вступать в открытую схватку со злом, стараются держаться в стороне. Нередко мы предпочитаем отворачиваться и делать вид, что не замечаем происходящего. Мы боимся крикнуть во весь голос, что король-то голый, что правитель безумен. Но именно такое поведение и означает изгнание Бога из нашего мира, на место которого приходит дьявол. Дьявол – это не князь тьмы, не некая мистическая сила. Не чудовища, черти или инопланетяне совершили все те страшные преступления. Их совершили люди против других людей.
Также по теме: Немецкие солдаты знали о Холокосте больше, чем говорили
Основополагающий принцип прост. Это можно прочитать в Торе. История Каина и Авеля. Тот самый Бог, которого не было во время Катастрофы, закрыл глаза на первое убийство в истории человечества. Это мифологическое убийство свидетельствует о том, что Бог не вмешивается в происходящее. Таков принцип.
Секрет свободного выбора человека, секрет человечества кроется в том, что люди вольны совершать добро и зло – великое добро и ужасное зло. На протяжении всей своей истории человечество сдает этот экзамен. Но это и главный жизненный экзамен каждого отдельного человека в нашем мире.