Роман Харуки Мураками, название которого можно перевести как «Бесцветный Цукуру Тадзааки и годы его странствий», вышел спустя три года после последнего большого произведения писателя и стал историей о человеке, пытающемся исправить свою жизнь, начав с самого себя. Он изо всех сил пытается преодолеть чувство опустошения и одиночества, глубоко поселившихся в его душе.
Среди произведений Харуки Мураками есть несколько книг, оставляющих глубокое впечатление, но и среди них самая первая строчка: «Таких вещей как идеальный текст не существует. Как не существует и идеального отчаяния», - из ставшей дебютом писателя «Слушай песню ветра» потрясла меня в то время, когда я ходил в старшие классы школы, до глубины души.
Следующая книга «Пинбол 1973 года» начиналась со строчки: «Слушать рассказы о незнакомых местах было моей болезненной страстью». Вступление продолжения «Охота на овец» звучало так: «О ее смерти сообщил мне по телефону старый приятель, наткнувшись на случайные строчки в газете». Эти три первых произведения автора перекликались между собой и захватили меня полностью.
Первая строчка новой книги звучит следующим образом: «Начиная с июля второго курса и заканчивая январем следующего года Цукуру Тадзаки жил практически только одной мыслью о смерти».
Разве эта строчка не созвучна с тремя другими, приведенными выше! Не в силах сдержать своего волнения я перевернул страницу.
У главного героя книги Цукуру Тадзаки в старших классах школы было четыре близких друга. Фамилия каждого из друзей содержала в себе иероглифы «красный», «синий», «белый», «черный», и только фамилия «Тадзаки» не имела ни малейшего отношения к цветам, из-за чего герой испытывал чувство какого-то отчуждения и неуверенности. Цукуру уехал из родного города и поступил в университет в Токио, что само собой оборвало его связи с четырьмя товарищами. Он не понимал, почему его стало преследовать сильнейшее чувство отчуждения и одиночества, которое привело к «желанию умереть», как и сообщает нам первая же строчка книги.
Сейчас Цукуру 36 лет, он стал инженером в железнодорожной компании, и занимается проектированием станций. Дом его родителей - полная чаша, но сам он так и не женился. Однако в самой глубине его души гнездится кажущаяся абсурдной мысль о неприятии со стороны друзей. Слова девушки, к которой он испытывает чувства - «Ты должен встретиться лицом к лицу со своим прошлым» - заставляют Цукуру начать свой путь паломничества к событиям 16-летней давности в поисках причин своего отчуждения.
Цукуру «всегда ощущал себя бесцветным, то есть пустым человеком, которому не хватает индивидуальности». Однако он никогда не мог посмотреть правде в глаза, что ему нигде не скрыться от самого себя, и «жил как изгнанник из своей собственной жизни».
В трех первых произведениях Мураками главный герой использует слова «давай, давай», побуждающие к действиям, как символ безразличия (отстраненности). Слова «не знаю» там также перекликаются с настроениями молодежи. Но в новой книге главный герой получает стимул для движения от своей возлюбленной, которая говорит ему: «Давай, действуй».
В предыдущей книге автора «1Q84» главной связующей темой всего произведения становится «Симфониетта» Яначека. На этот раз главного героя ведет в путь «Годы странствий» Ференца Листа.
В новой книге не будет убийц и одиозной личности религиозного гуру, как в предыдущей «1Q84», но лично мне больше импонирует главный герой Цукуру Тадзаки, который пытается исцелить свои раны прошлого и вернуть свою жизнь.