Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия ударила списком по списку

МИД РФ «симметрично» ответил «на откровенный шантаж» США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия оперативно отреагировала на публикацию официального «списка Магнитского». В список граждан США, которым МИД РФ запретил въезд в Россию, и чьи российские активы могут быть арестованы, занесены 18 имен. Некоторые из фигурантов этого списка имеют безукоризненную репутацию.

Россия оперативно отреагировала на публикацию официального «списка Магнитского». В список граждан США, которым МИД РФ запретил въезд в Россию, и чьи российские активы могут быть арестованы, занесены 18 имен. Некоторые из фигурантов этого списка имеют безукоризненную репутацию.

Список


Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич выступил с заявлением, текст которого опубликован на сайте российского внешнеполитического ведомства.

Лукашевич назвал «абсурдным» принятый «Закон Магнитского», указав, что «под давлением русофобски настроенных членов Конгресса США нанесен сильный удар по двусторонним отношениям и взаимному доверию».

Лукашевич отметил, что МИД отреагировал на это «должным образом», опубликовав «стоп-лист» американцев. «В отличие от американского, сформированного произвольно, в наш список включены, в первую очередь, те, кто причастен к легализации пыток и бессрочному содержанию заключенных в спецтюрьме Гуантанамо, к арестам и похищениям российских граждан в третьих странах, посягательствам на их жизнь и здоровье».

«Война списков – не наш выбор, но не отвечать на откровенный шантаж мы не имеем права. Пора бы политикам в Вашингтоне, наконец, осознать, что выстраивать отношения с такой страной, как Россия, в духе менторства и неприкрытого диктата бесперспективно», – заявил Лукашевич.

Состоящий из 18 имен список МИД подразделен на две части. В первую включены лица, «причастные к легализации и применению пыток, бессрочному содержанию заключенных
(«список Гуантанамо»): Дэвид Эддингтон, руководитель аппарата вице-президента США (2005-2008 гг.) ; Джон Ю, юридический советник министерства юстиции США (2001-2003) ; Джеффри Миллер, командующий базой ВМС США в Гуантанамо (2002-2003) ; Джеффри Харбесон, командующий базой ВМС США в Гуантанамо (2010-2012).
 
Во второй раздел вошли лица, «причастные к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом». Они были связаны с делами граждан России Виктора Бута, осужденного за попытку оружия террористам, и Константина Ярошенко, осужденного за наркоторговлю.

Это: Джед Ракофф, судья окружного суда южного округа штата Нью-Йорк; Притиндер Бхарара, федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк, Майкл Гарсиа, бывший федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк; Брендан Макгвайр, заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк; Анджан Сахни, заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк; Кристиан Эверделл, заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк; Дженна Дэбс, заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк; Кристофер Лавин, заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк; Майкл Розензафт, заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк; Луис Мильоне, старший специальный агент Агентства по борьбе с наркотиками; Сэм Гайе, старший специальный агент Агентства по борьбе с наркотиками; Роберт Захарьяшевич, специальный агент Агентства по борьбе с наркотиками; Дерек Одни, специальный агент Агентства по борьбе с наркотиками, Грегори Коулман, агент ФБР.

Персоналии


Дэвид Эддингтон, который ныне работает в консервативном исследовательском центре Heritage Foundation, возглавлял аппарат влиятельного вице-президента США Дика Чейни и считается инициатором использования ряда противоречивых юридических практик: в частности, использования жестких методов допроса в отношении лиц, содержащихся в Гуантанамо.

Джон Ю также готовил юридические обоснования, оправдывающие применение жестких методов допроса (в частности, процедуры «вотербординга» – имитации утопления). Ранее в США, Германии и Испании в отношении Эддингтона и Ю выдвигались обвинения в нарушениях прав человека.

В «стоп-лист» занесены имена многих сотрудников Южного округа штата Нью-Йорк. Именно Офис прокурора США по Южному округу Нью-Йорка специализируется на расследованиях дел  террористов. Среди них, например, атака «Аль-Кайды» на посольства США в Кении и Танзании в 1998 году и дело сомалийского пирата, пытавшегося атаковать американский сухогруз Maersk Alabama. Этот офис в 2008 году представлял обвинение на процессе международного торговца оружием Монзера аль-Кассама, а в 2012 году – по делу Виктора Бута.

Судья Джед Ракофф стал одним из наиболее известных судей США: он стал первым федеральным судьей, который признал, что институт смертной казни противоречит Конституции. Ракофф рассматривал громкие дела, например иск, поданный информагентством Associated Press против Министерства обороны США – агентство требовало обнародовать информацию о деятельности военных трибуналов (они долгое время рассматривали дела лиц, подозреваемых в терроризме). Судья вынес вердикт в пользу Associated Press.

Прокурор Прит Бхарара в 2012 году был занесен журналом Time в список ста наиболее влиятельных людей мира. Он вел многие громкие расследования: против организованных преступных группировок и высокопоставленных коррупционеров.

Агент ФБР Грегори Коулман долгие годы занимается делами, связанными с «отмыванием денег» и приобрел известность благодаря своим успехам на этом поприще.

Оценки из США


Ариэль Коэн, ведущий эксперт вашингтонского Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики (Ariel Cohen, Heritage Foundation) отмечает:  «Россия решила меряться списками. Она включала в него более высокопоставленных лиц, чем США – например бывшего главу администрации вице-президента Чейни. Но такая эскалация добром не кончится. Конгресс может приготовить еще один список, в котором могут оказаться «звездные» персонажи, включая, например, судью Ольгу Егорову. Российская реакция напоминает мне соревнования в коммунальной квартире – кто кому соли в варенье насыпет, или в детском саду – у кого папа круче».

Дэвид Саттер, научный сотрудник вашингтонского Института Хадсона (David Satter, Hudson Institute) отмечает: «Российскому МИДу надо было лишь назвать 18 имен американцев, что он и сделал. Эти люди теперь не смогут поехать в Россию в обозримом будущем, они лишились возможности хранить свои деньг и в России и, очевидно, что в России у них нет имущества. То есть, внесение в “стоп-лист” очень мало повлияет на их жизнь. То есть у России появился свой “черный список”, такой же, как у США, а кто в него занесен – уже не важно».

«Это означает, что российское руководство полностью поддерживает чиновников, виновных в смерти Сергея Магнитского. – продолжает Саттер. – И вместо того, чтобы серьезно расследовать это преступление и привлечь к ответственности виновных, оно атакует тех, кто пытается добиться справедливости. Это характеризует состояние российской власти, которая расходует немалые ресурсы для защиты преступников».

По мнению аналитика, российский «стоп-лист» демонстрирует, что  «Россия рассчитывает на то, что вся эта история быстро закончится. Москва произвела шум по поводу «списка Магнитского», но не предприняла никаких серьезных шагов».

Оценки из России


В России «война списков» большого ажиотажа в экспертных кругах не вызвала. Политический аналитик Андрей Пионтковский назвал публикацию списка Магнитского «явной победой администрации президента над Конгрессом».

«Здесь восторжествовала «перезагрузочная» позиция Обамы. Видно максимальное желание не раздразнить Москву, Путина», - добавил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

А ответ со стороны Москвы Пионтковский охарактеризовал как «классику дипломатии советских времен»: «Тогда (в пору СССР) на все аргументы, доносившиеся из Америки, отвечали: «А у вас негров вешают». Примерно по этому принципу и действовал российский МИД. Правда, сейчас при Обаме сказать, что у вас негров вешают, было бы не убедительно и политически некорректно, поэтому придумали «палачей Гуантанамо».

Пионтковский не исключил того, что в обозримой перспективе инициативу конгрессменов США подхватят и в Европе: «Похоже, Голландия близка к принятию аналогичного акта. Но опять же, если все ограничится госпожой Степановой и тюремщиками Магнитского, то большого политического эффекта это не вызовет».

Схожую позицию занимает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Дмитрий Суслов. Как ему кажется, в данном случае обе стороны проявили «предельную адекватность».

«Администрация Обамы сделала все, чтобы минимизировать негативный эффект от необходимого опубликования списка Магнитского. Несмотря на разговоры о 60-ти, потом более ста фигурантах, в нем в итоге оказалось всего 18 человек. В список не включен ни один действительно высокопоставленный чиновник», – резюмировал он в интервью «Голосу Америки».

По его мнению, Россия предприняла абсолютно симметричный ответ. «В отличие от ситуации конца прошлого года, когда в ответ на принятие “закона Магнитского”, Россия пошла на явно несимметричный ответ. Сейчас Москва проявила сдержанность», – констатирует Суслов.

Он предполагает, что это связано с тем, что не за горами личная встреча Путина и Обамы: «Тем самым Москва подает сигнал Вашингтону, что в России готовы к смягчению нынешнего негативного тренда в двусторонних отношениях».

На взгляд замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований, опубликование списков – вещь формальная:»Решающим рубежом к негативному развитию российско-американских отношений было само принятие «закона Магнитского».

Суслов также не исключил возможности принятия аналогичных списков на уровне отдельных государств – членов ЕС.

«Хотя это и не окажет никакого позитивного воздействия на и без того непростые отношения России с ЕС, – продолжил он. – Не стоит забывать, что принятие данного списка абсурдно с юридической точки зрения, поскольку нарушает принципы презумпции невиновности и государственного суверенитета».