Журналистка Мари Фрейсак (Marie Freyssac) полтора года проработала учительницей в семье состоятельных москвичей. В своей книге «Моя жизнь в доме российских миллиардеров» (Ma vie chez les milliardaires russes) она не без юмора описывает быт «новых русских».
Aujourd’hui la Russie: С чего началось ваше приключение?
Мари Фрейсак: Я хотела найти работу в Москве и случайно подала заявку по объявлению Национального агентства по трудоустройству.
На следующий день со мной связалась бывшая учительница и назначила мне собеседование в Германии. Встреча прошла в настоящем дворце. Обстановка произвела на меня впечатление, и я ожидала увидеть скромную чопорную пару.
Я и представить себе не могла, что меня встретят люди в дорогой спортивной одежде, раскованные и открытые. Месяц спустя я уже была в Москве.
Читайте также: «Богатые русские» - миф 21 века
— И что было потом?
— Жизнь была довольно приятной, но вызывала некую неудовлетворенность: у меня складывалось ощущение собственной бесполезности. Меня наняли, чтобы учить детей французскому языку, хотя они и так уже были билингвами. Поэтому большую часть времени мне приходилось ждать, пока они учились в школе или ходили на другие занятия...
Тем не менее, жить рядом с этим классом новых русских, которые стали характерной особенностью нового российского общества, было очень интересно с социологической точки зрения. Этот класс погряз в потреблении, желании иметь все больше и больше. Наблюдение за всем этим открыло для меня мир, о существовании которого я даже и не подозревала.
— На что он был похож?
— В книге я рассказываю о дне рождения маленькой Лизы, которой исполнилось 8 лет. Ее семья организовала пышный праздник и арендовала роскошный ресторан на Рублевке.
Туда пригласили итальянского шеф-повара, друзей со всей Европы, модную певицу. Вечером устроили грандиозный салют, а чтобы отвезти домой все цветы и подарки понадобилась не одна машина.
Также по теме: Богатые русские теряют интерес к Европе
Лизе подарили ворох модных платьев, драгоценности, шубу... Она была довольна, но главной целью всех подарков было угодить ее родителям. Представители этого класса ждут друг от друга блеска и роскоши, для них это своего рода обязательство.
Еще один пример. Алеша обожал черную икру и всегда ел ее за завтраком. По утрам малыш намазывал блин дорогущей икрой, но его отец считал, что тот берет недостаточно, и подкладывал ее ему ложка за ложкой, так что половина оставалась на тарелке.
— Как этот класс вписывается в российское общество?
— Его представители близки к власти, но в то же время не несут никакой политической ответственности. Это бизнесмены, которые всегда настороже.
В повседневной жизни новые русские остаются в границах собственного круга и не смешиваются с другими. Семья, в которой я жила, лишь изредка появлялась в центре Москвы.
Точно также, для них было просто немыслимо пойти с детьми на прогулку в какой-нибудь столичный парк, хотя их повсюду и сопровождали телохранители.
Получается, что дети видят родную страну только через стекло автомобиля или на экране телевизора. Они гораздо лучше знают Лондон и Монако, потому что там они свободнее, чем в Москве.
Представители этого класса совершенно оторваны от действительности. Так, например, во время уличных протестов мать выглядела испуганной и хотела скорее уехать в Монако. Этот класс опасается улицы и, как и многие другие россияне, боится нестабильности.