4 апреля заседание в российской Общественной палате выдалось бурным. Гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова подняла вопрос о биографии бывших сотрудников организации Агентства США по международному развитию (оно было вынуждено прекратить работу в России под напором Кремля) на встрече с американским послом Майклом Макфолом (Michael McFaul), которого пригласили обсудить состояние двусторонних отношений. «Эти люди раньше работали на ЦРУ. Что вы можете на это ответить?» — заявила она. «Мне каждый день встречаются люди, которые раньше работали в КГБ, но я не интересуюсь их прошлым», — возразил дипломат.
Макфол прибыл в российскую столицу в начале 2012 года и мог лично убедиться в подъеме антиамериканских настроений в стране. Эта тенденция была тесно связана с президентской кампанией 2012 года и возвращением Владимира Путина в Кремль. Если в ноябре 2011 года, по данным Левада-центра, отрицательного мнения насчет США придерживались всего 23% россиян, то в марте 2013 года эта цифра подскочила до 39%. Количество симпатизирующих Америке граждан в свою очередь сократилось с 66% до 48%. Год назад США заняли вторую позицию в числе главных врагов России, уступив только постсоветской Грузии.
После публикации Вашингтоном «списка Магнитского» с санкциями против 18 российских госслужащих, которых считают виновными в нарушении прав человека, напряженность подскочила. Как в самый разгар холодной войны, российское правительство объявило «персона нон грата» 18 американских чиновников из-за возможной причастности к пыткам в Гуантанамо. Публикация списка Магнитского — не самоцель, так как администрация Обамы может в любом момент добавить туда новые имена, полагает журналист телекомпании НТВ, подчеркивая, что речь идет о средстве давления на Россию. Пресс-секретарь Кремля расценил американскую инициативу как удар по двусторонним отношениям и вмешательство во внутренние дела России. Три крупнейших государственных информационных канала — это главные инструменты начатой Кремлем антиамериканской пропаганды, которую с завидным усердием подхватили парламентарии, чиновники и политологи. Они в частности подняли шумиху вокруг прокремлевского депутата Ирины Яровой, которая обвинила Сенат США в наплевательском отношении к защите детей, в результате чего те подвергаются насилию и гибнут от рук приемных американских родителей.
Канал НТВ находится под контролем Газпрома и всегда готов найти руку Вашингтона в попытках российской оппозиции свергнуть власть. Съемочные группы НТВ (Вашингтон подозревает их в связях с ФСБ) устроили настоящую охоту на Макфола и вынудили дипломата назвать Россию «дикой страной» перед камерой. Впоследствии ему пришлось принести за это публичные извинения. Государственные телеканалы по сей день остаются единственным источником информации для 70% россиян, тогда как за границей побывали всего 15% граждан страны.
Тем не менее, благодаря интернету их влияние все же идет на спад. «Сегодня уже невозможно воспроизвести достигнутый в советские времена уровень антиамериканской пропаганды, да и работает она теперь с перебоями», — говорит Денис Волков из Левада-центра. Кроме того, есть у нее и обратная сторона. «Часть населения положительно восприняла список Магнитского и считает, что Конгресс наказал коррумпированных чиновников», — отмечает эксперт. К тому же, принятие закона Димы Яковлева с запретом на усыновление российских детей в американские семьи повлекло за собой акцию протеста, в которой приняли участие 20 000 человек.