Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем из Украины делают антироссийский проект

© flickr.com / maistoraФлаги России и Украины
Флаги России и Украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе российская газета «Комсомольская правда» опубликовала первую часть статьи журналистки Дарьи Асламовой «Для чего из Украины делают антироссийский проект». Статья, наверное, осталась бы незамеченной, как и большинство похожей писанины, если бы автор не умудрилась в одной статье собрать большинство клише и стереотипов россиян об украинцах.

На прошлой неделе российская газета «Комсомольская правда» опубликовала первую часть статьи журналистки Дарьи Асламовой «Для чего из Украины делают антироссийский проект». Статья, наверное, осталась бы незамеченной, как и большинство похожей писанины, если бы автор не умудрилась в одной статье собрать большинство клише и стереотипов россиян об украинцах.
 
Начинается статья снисходительными размышлениями «российского философа» Александра Дугина об украинцах. Господин Дугин изображает украинцев как неразумных малых детей, лишенных родительской крепкой руки (надо понимать - российской), которые просто шалят и не могут взять себя в руки. Господин «философ» награждает целый народ такими эпитетами: наивные, тонкие, эмоциональные, веселые. Не задумываясь над тем, что это – то же самое, что утверждать, будто бы все украинцы – жгучие брюнеты, под два метра ростом и с ямкой на подбородке. Ведь именно такими представляются украинцы в своих народных песнях.
 
Под рефрен, что маленьких шалунишек «нельзя наказывать и принуждать», господин «эксперт» приходит к выводу, который противоречит его же тезисам: никаких украинцев не существует в природе. Украинцы – это мы, потому что мы – «братья по бестолковости» ...Вообще-то, вся эта словесная каша не стоит выеденного яйца, но... Стоит задуматься над словами Дугина о том, что он рассматривает вариант принуждения и наказания украинцев. И его снисходительность продиктована лишь отсутствием у России механизмов для реализации такого замысла.
 
Поражает также, что позицию всей России в статье представляют два человека: Дарья Асламова и Александр Дугин. После прочтения складывается стойкое впечатление, что подобный материал автор могла бы написать, не выезжая за пределы Садового кольца. Потому что новые мысли она из украинского турне не получает и даже не пытается найти. Ее цель – подтвердить все распространенные в российских медиа стереотипы об Украине. Поэтому все «эксперты» только подтверждают ее предыдущий замысел. Подбор экспертов вообще заслуживает нескольких дополнительных слов. Он стандартный: Александр Чаленко, Владимир Корнилов, Олесь Бузина – представители всей большой Украины. И Юрий Шухевич и Святослав Шеремета – наиболее мощные репрезентанты целой Западной Украины.
 
Автор и словом не обмолвилась, что ее «эксперты» – это политические и интеллектуальные маргиналы в Украине. Вчитавшись в текст, начинаешь понимать, что автор вообще не нуждается во мнении Юрия Шухевича. Ей нужна только его фамилия, а точнее – слава отца. Откуда ведь российским читателям знать, что на самом деле Юрий Шухевич – это невинная жертва коммунистического режима, который полжизни провел по советских лагерям не за свою политическую деятельность, а только потому, что его отец был командующим УПА.
 
Картинка с Юрием Шухевичем всегда является выгодной для российских журналистов. Старенький незрячий человек твердым голосом чеканит слова ненависти к русским. Надо только вовремя поставить «правильный» вопрос, и ответ готов: мы с русскими - не братья, они – славянизированные угро-финны. И неважно, что в угро-финнском происхождении ничего плохого нет, выдающийся «филолог» и «социальный антрополог» уже сказал свое веское слово. Журналистке не важно, что теперь львовяне даже не замедляют шаг, проходя мимо небольшого митинга, где может говорить Юрий Шухевич, что он не представляет никакой почтенной политической силы. Все, что ей нужно, – это фамилия Шухевича и его резкое заявление.
 
Весь последующий текст статьи госпожи Асламовой состоит исключительно из ее эмоциональных предубеждений, и их можно было бы проигнорировать. Но кто-то же все это читает, кто-то же получает из этого «знания» о современной Украине. Именно поэтому редакция ZAXID.NET решила опубликовать перевод этой статьи, начав ею новую дискуссию об использовании в современных медиа различных национальных стереотипов и клише. Поэтому приглашаем ознакомиться и обсудить.
 
В вопросе: «Зачем из Украины делают антироссийский проект»  пыталась разобраться спецкор «КП» Дарья Асламова, побывав в Киеве и Львове.
 
– Да что вы обижаетесь на украинцев? На тех западников из Львова, которые носятся со своим языком и эсэсовскими майками! Они сейчас как дети! Это молодая, нетерпеливая страна. Да, украинские политики болтают глупости, постоянно ссорятся друг с другом, кричат, что во всем виноваты русские. Но мы же не обращаем внимания на то, что лепечут дети. Мы им помогаем ходить.
 
В голосе русского философа Александра Дугина, человека жесткого и беспощадного в оценках, слышится необычная снисходительность и даже нежность.
 
– Наказывать или заставлять украинцев бесполезно и бессмысленно. Ведь украинцы – это мы. Я сам – наполовину украинец. Это народ наивный, изящный, эмоциональный и веселый. Хоть какие мы, русские, бестолковые, но на украинцев даже россияне смотрят и недоумевают: неужели может быть кто-то еще глупее нас? Однако всегда нужно помнить: украинский народ – наш брат.
 
Настоящих буйных... много!
 
Еще со времен Оранжевой революции вся истерически политизированная Украина с ее распрями и раздорами кажется мне психиатрической клиникой. Первый признак ненормальности – разброд и шатание в умах, когда нельзя найти и двух (!) человек с единым мнением. Граждане больше не разговаривают. Они постоянно спорят, перебивая друг друга. И даже пускают в ход кулаки. Распространен тип пустопорожнего человека-попугая, который постоянно твердит о «европейских демократических ценностях». На Крещатике, как и раньше (!), стоят палатки, где живут платные профессиональные революционеры.
 
Вся Украина, щелкая семечки у экранов телевизоров, уже третий месяц наблюдает, как в недавно избранной Раде дерутся и скандалят депутаты, так и не начав работать.
 
– Вот приезжают к нам ваши российские оппозиционеры и восхищаются: это свобода! Кричи, что хочешь! – улыбается львовский политик Василий Павлюк. – Да мы сколько лет кричим! Смысла ведь от этого? Разве это демократия? Это хаос, махновщина.
 
Гондурас просьба не беспокоить
 
Второй явный признак безумия – чрезмерная концентрация на себе, патологический аутизм. Украинцев с их местечковым, глубоко провинциальным сознанием не беспокоят ни Запад, ни Восток, ни Север, ни Юг. Это вам не Россия, где в глухом селе вы найдете алкоголика, который все еще ​​беспокоится «за Гондурас». (Как ни крути, но масштабность мышления, «всемирная отзывчивость» русских, по выражению Достоевского, – смешная, но трогательная и, пожалуй, лучшая наша черта). Украинцев не только Гондурас, но даже соседи не беспокоят. О Европе смутно грезят как о рае, но без подробностей. Знаменитый политолог Дмитрий Выдрин (большой барин, гурман, поклонник женщин и дорогого алкоголя) говорил мне о «религиозном, а не материальном стремлении» Украины в Европу, о «великом солнце Евросоюза», которое светит им с Запада. По его мнению, СССР не умер, а просто реинкарнировался в ЕС. Если проще – душа Советского Союза из Москвы переехала в Брюссель.
 
Россию украинцы помнят только постперестроечной – пьяной, нищей, разоренной, бандитской, с киллерами в подъездах. «Надо признать, о России здесь очень мало информации, – с некоторым удивлением говорит политэксперт Анатолий Орел. – Для многих большая новость – зарплаты в России. Люди не верят, что водитель автобуса в большом городе может зарабатывать 30 тысяч рублей в месяц. К сожалению, динамика развития России в Украине неизвестна. Мы чрезвычайно отдалились друг от друга».
 
Труба все держит
 
– Это не страна – это плесень. Украина разлагается и умирает. Здесь выращивают второсортную пшеницу на экспорт и рапс, из которого в Германии делают биотопливо. Осталась советская инфраструктура – дороги, мосты и трубы. Запас прочности после СССР был таким, что его хватило на 22 года, и он казался неисчерпаемым. Но синхрофазотрон остановился. Он еще теплый, и на нем выросла плесень. А все ходят и радуются: смотрите, как у нас плесень быстро растет. Это у нас экономический рост такой, мы сыр рокфор будем выращивать.
 
Знаменитый украинский историк и писатель Олесь Бузина, до черта злой и невероятно привлекательный. Этот человек империи и «профессиональный контрреволюционер» (как он сам себя называет) гордится тем, что в роду у него были и белогвардейцы, и кагэбэшники. Бузина – фигура яркая, провокационная, постоянно нарывается на неприятности. Он непрерывно судится. Его много раз били, но и сам он не раз давал сдачи.
 
– Что такое Украина? Вялая территория, вся, как шашлык на шампур, нанизанная на газовую трубу, – с улыбкой говорит Олесь Бузина. – Это государствообразующий отросток «Газпрома». Труба все держит.
 
– До поры до времени, – замечаю я. – Есть уже «Северный поток», а через несколько лет подоспеет и «Южный».
 
– Ну и что? Был один бордель. Открыли еще два. Но это не означает, что старый бордель закроется. Там останутся дешевые девушки. Дело в том, что самый короткий путь в Европу лежит через Украину. Поэтому в трубе все равно не будет пусто. На этой трубе делали огромные деньги, на которые сейчас шикуют и ваши, и наши в Лондоне. А вот украинский обыватель очень мало зависит от трубы. Наш обыватель – человек бесхитростный, с заниженными потребностями. Ценность его – в неприхотливости. И ужас его – в неприхотливости.
 
«России не хватает качественных хохлов»
 
– Украина – это такой резервуар, где хорошо дезертирам. Ведь что такое участие в имперском проекте? Это тяжелая, героическая жизнь. Сегодня вы в Афганистан едете как призывник или как генерал Советской армии, завтра вы служите на Камчатке, послезавтра – в Москве, а через месяц в Африке решаете вопрос. Затем у вас пенсия. И где больше всего любил оседать военный пенсионер? В Украине. Там тепло, там яблоки. Когда в 1991 году в московских мозгах произошло помутнение, которое привело к распаду СССР, для Украины открылась возможность валить из имперского проекта целой страной. Империю разваливали сами россияне, и сделали это дважды – в 1917-м и 1991-м. Но Россия и Украина – сообщающиеся сосуды. Украина всегда развивалась под влиянием общеимперского импульса из Москвы или Петербурга. Когда этот импульс ослаб, у нас начал расти национализм. У вас, кстати, тоже, – продолжает Олесь Бузина. – Все эти убогие российские ультранационалисты, которые кричат: почему Чечне платят деньги? Платите нам! Ну можно и вам, если вы Чечню пойдете завоевывать. А пока лучше Кадырову непосредственно. Кроме того, Кадыров, если надо, еще может приехать в Москву и превратить Болотную площадь в одно воспоминание. С большим удовольствием отдубасит всю эту Болотную. И правильно сделает. А пока что в России много шлака. В 1991 году Россия продала империю за зажигалки «Мальборо». Люди, которые мыслили имперскими категориями, стали мыслить категориями обывательскими. Какое жалкое зрелище эти ваши олигархи – хвастаются, у кого яхта больше или футбольная команда круче. В России сейчас не хватает качественных хохлов. В советское время без хохла ни одна военная часть нормально не функционировала.
 
– Ну а кто же тогда для нас западенцы? – Спрашиваю я. – Чуждый элемент?
 
– Нет. Они тоже русские люди, только изуродованные. Они теперь совсем с ума сходят. Уверяют, что Иисус Христос родом из Галичины. Вся Западенщина – сильно изуродованная русская душа. Но я – человек русский и православный. Если Господь Бог так устроил, что Галицию присоединили к Украине, то надо ее русифицировать, переварить. Каким образом? Россия обязана предложить новый качественный имперский проект, в который втянутся все.
 
Троянский конь в перспективе
 
С этим фантастическим слепым старцем, иконой украинского национализма, я встречаюсь не впервые. Герой Украины, советский диссидент Юрий Шухевич, сын знаменитого бандеровца Романа Шухевича, провел в советских тюрьмах в целом 33 года. Меня Юрий Шухевич называет империалисткой Дарьей, а я его – идеологическим врагом.
 
– Таможенный союз или ЕС? Для Украины быть холопами Москвы или Брюсселя – один черт, – уверен Шухевич. – Или вас повесят, или голову отрубят. У нас шея еще натерта российским игом, и глупо совать голову в европейский хомут. У нас – другая роль. Я думаю, очень скоро у США и ЕС случится серьезный конфликт. И вот тогда мы станем союзником США против России и ЕС, троянским конем Америки на континенте.
 
– Итак, ваша цель – превратить Украину во враждебную России страну? – Спрашиваю я.
 
– Да. Но если бы русские занимались своими российскими делами, мне бы они были безразличны.
 
– Вы готовы враждовать с кровными братьями? Грязное это дело, – говорю я.
 
И получаю надменную ответ:
 
– Кровные братья? Что у нас украинцев, общего с вами, славянизированными угрофиннами? С вами можно будет иметь дело, когда вы поймете, что мы – это мы, а вы – это вы.
 
«Мы здесь – европейцы, а вы там детей едите»
 
– Да нет никаких «мы и вы». Никакой Украины и украинцев вообще не существует! Возьмите Киев. Совершенно русский город. Мы впадаем в ересь украинства от сала, горилки и вареников. Вот с гастрономической точки зрения я украинство признаю, – веселится украинский журналист Александр Чаленко, большой, шумный и очень колоритный персонаж.
 
– Ну а что для вас Европа? – Интересуюсь я.
 
– Объект веры для наших либералов, – говорит Чаленко. – Они видят себя европейцами и демократами, сторонниками свободы слова и прав человека. Но как только рядом с ними кто-то появляется и говорит: нет никаких прав человека, фигня все это, – они сразу же требуют его расстрела. Наши либералы говорят по-русски (даже националисты дома тайком говорят), но ненавидят все русское. У них слово «русский» ассоциируется с таким вот рядом понятий: «Салтычиха», «крепостное право», «ГУЛАГ», «сталинизм», «угнетение».
 
– Точнее Достоевского не скажешь: «Наш российский либерал прежде лакей и только и смотрит, как бы кому-то сапоги вычистить», – улыбаюсь я.
 
– Точно. Мы теперь в Украине – образованные европейцы, а вы там, в России, азиаты, и детей едите. В России якобы господствуют азиатские ценности, хотя никто не знает, что это такое. На самом деле российский культурный тип окончательно сформировался в России в XIX столетии. Менталитет, психология, гастрономические вкусы. Это означает, что в Киеве, Владивостоке, Минске и Москве проживает абсолютно одинаковый тип людей. А в Украине сейчас идет битва за Киев. Каким он будет – российским или украинско-националистическим? Вся страна смотрит, как в Раде динамично дерутся и плюются депутаты, как работают на ТВ ваши гастарбайтеры - Савик Шустер и Евгений Киселев.
 
– Неужели люди у вас еще смотрят политические шоу? – Удивляюсь.
 
– Еще как! Ведь до сих пор неизвестно, кто здесь победит!
 
Галичина – территория ненависти
 
Город Львов меня завораживает и настораживает. Воинственная столица Галичины и центр украинского национализма, в быту очень милый – с прекрасной кухней и невозможной легкостью бытия, никак не соответствует ужасающей экономической ситуации. Запад Украины – это восемь человек на одно рабочее место и полное отсутствие производства. Когда-то высокотехнологичные львовские советские предприятия (местная электроника обеспечивала даже космические проекты!) умерли не своей смертью после перестройки. Весь местный бизнес – «купи-продай»: рынки, магазинчики, гостиницы, бары и рестораны для туристов. Это позволяет перебиться в ожидании поступлений от героических родственников, выехавших мыть туалеты в Польшу и ухаживать за престарелыми в Италию.
 
Но национализм никуда не делся. Он до сих пор питается истерической ненавистью и бессмысленными криками «Проклятые русские оккупанты!». Местные националисты все еще демонстративно переходят на украинский язык, если слышат русский. Как сказал мне по телефону один политик: «Ну не могу я с вами в автобусе по-русски разговаривать!»
 
«Постоянно наших людей вывозят в Сибирь!»
 
– Россия относится к Украине как ревнивая жена, от которой человек давно ушел, а она до сих пор за него цепляется! – Воодушевленно говорит мне львовский депутат Святослав Шеремета. – Там, где Россия, там Украина постоянно под оккупацией! Постоянно наших людей вывозят в Сибирь. Их убивают, сажают в тюрьмы и запрещают говорить на родном языке.
 
– Да что за чушь! – Удивляюсь. – Украина вообще как государство была объединена и произошло при советской власти! Это вы Сталину и Хрущеву должны сказать спасибо. Более того, советская власть проводила политику украинизации территорий (поясняю: после создания СССР все госструктуры и предприятия должны были перейти на украинский язык до 1 января 1926 года. Всех рабочих и служащих большевистская власть обязала выучить украинский язык под страхом увольнения).
 
– Это было не объединением Украины, а результатом пакта Молотова-Риббентропа! – Возмущается господин Шеремета. – Галичина не присоединилась. Ее присоединили!
 
– А вам не нравится пакт? – Спрашиваю я.
 
– Конечно, нет!
 
– Ну верните Галичину Польше, и дело с концом!
 
Куда ветер дует?

 
Почему я не ушла сразу после этого набора глупостей? Потому что в политике существует опасная и успешная порода – энергичный болтун, который нахватался популярных клише. Их надо слушать, чтобы понять, куда ветер дует. Эти люди способны нанести такой вред отношениям между народами, что целое поколение не в силах его исправить.
 
Вот что писал о галичанах Павел Скоропадский, бывший гетман Украины, в 1918 году: «... к сожалению, их культура из-за исторических причин слишком отличается от нашей. Потом, среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедания идеи ненависти к России... Для них не важно, что Украина без Великороссии задохнется, что ее промышленность никогда не разовьется, что она будет полностью в руках иностранцев, что роль их Украины – быть населенной каким-то крестьянством, которое прозябает».
 
Перевод: Антон Ефремов.