Девятого апреля российская Дума решила перенести рассмотрение поправок к закону о любительском рыболовстве. Планируемые изменения подверглись острой критике со стороны рыбаков, которые опасаются усиления коррупционных практик и серьезного удара по карману любители рыбной ловли. Против законодательных новаций выступили даже активисты связанного с фигурой Владимира Путина Всероссийского Народного фронта. Проблемы рыбаков могут показаться скучными и незначительными, о чем же тогда речь? Например, о том, чего сейчас на самом деле боится российское руководство, или о том, за что готовы бороться простые россияне. Вопреки романтическим представлениям, растиражированным западными СМИ после протестных акций на Болотной площади, это вовсе не плюрализм прессы, демократия и уж точно не освобождение участниц группы Pussy Riot. Это гораздо более приземленные, но ничуть не менее важные для среднестатистического Ивана Ивановича вопросы: противоборство коррупции и равнодушию чиновников, произволу в принятии решений, глупым законам или целенаправленному осложнению гражданам жизни.
Краткая история любительского рыболовства
Проблемы российских рыболовов, представленные на временной оси, мало чем отличаются от проблем других сфер российской жизни последней четверти века. За это время рыбаки испытали на себе всевозможные попытки (более или менее законные) опустошить их кошельки, и стали гораздо более чувствительны к очередным подобным идеям. Уже в советские годы любительская рыбная ловля не была бесплатной. Взносы, правда, были небольшими, а кроме того, они взимались с тех, с кого по логике вещей их следовало взимать: с организаций, объединяющих любителей рыбалки. С наступлением капитализма ситуация диаметрально поменялась. Вначале не было даже конкурсов: чтобы стать специалистом по любительской рыбной ловле было достаточно иметь соответствующих знакомых в Московском управлении по рыболовству (Мосрыбвод), деньги в конверте или, например, знакомых, у которых есть нужные знакомые. При выполнении этих непреложных условий будущий специалист по любительской рыбной ловле подписывал договор об организации местного рыболовного хозяйства. Дальнейшее развитие истории каждый может вообразить сам.
Читайте также: Росприроднадзор планирует засекретить информацию о природных и экологических катастрофах
В 2004 году было решено покончить с этой преступной практикой и заключить все договоры заново, назначив в качестве ответственного за это мероприятие... все тот же Мосрыбвод. Как рассказал журналу «Русский репортер» Президент Федерального союза рыбохозяйств Владимир Петрушин, за каждый новый договор приходилось платить по 20-30 тысяч долларов.
Одновременно была внедрена конкурсная система: к 2010 году оборотистые бизнесмены в некоторых регионах успели взять в аренду все лучшие водоемы, оставив менее состоятельным рыболовам труднодоступные и бедные рыбой места. Цена ловли в «занятых» водоемах превышала, порой, стоимость рыбы в магазине.
Законодатели на этом, однако, не остановились и подготовили новые поправки к закону о любительском рыболовстве. Было решено вести платные «фиш-карты», которыми должен был обзавестись каждый, кто решит забросить в воду удочку. Это было уже слишком. В марте 2011 года по всей стране прокатились протесты рыбаков. Это удивило и обеспокоило самого Владимира Путина, который накануне выборов принял решение отказаться от платных карт и заморозить результаты всех проведенных конкурсов.
Также по теме: Закон о защите чувств верующих оскорбил чувства блогеров
Нас снова хотят нагреть
После двух «сытых» для рыболовов годов законодательство решили поменять еще раз. С одной стороны, в нем закрепляется право на бесплатную любительскую рыбалку, а с другой, предлагается передать 10% водоемов в руки частных инвесторов. Перед этим соответствующие учреждения в регионах должны будут опубликовать список мест особого значения, которые будет запрещено передавать бизнесменам, однако это не успокаивает рыбаков, опасающихся возвращения недавнего хаоса. Они знают на собственном опыте, что чиновники в соответствующих ведомствах — это отнюдь не воплощенная честность. Новые законодательные инициативы критиковали участники протестных акций 2011 года, что не прошло незамеченным. Хотя в Думу на рассмотрение новых положений закона прибыл заместитель министра экономического развития Игорь Манилов, в последний момент активисты Всероссийского Народного фронта заблокировали работу над поправками. Они ссылались на многочисленные возражения граждан и необходимость проведения общественных консультаций: так что пока рыбаки могут спать спокойно.
Кто кого боится?
С частыми, но все более малочисленными протестными акциями раздробленной оппозиции Кремль может особенно не считаться: дезорганизованные оппозиционные круги без программы и харизматичных лидеров не представляют для властей серьезной угрозы. Их легко показать обществу в негативном свете: достаточно немного соответствующей пропаганды в подконтрольных государством СМИ, а остальную работу сделают сами оппозиционеры, которые утрачивают уважение в глазах людей из-за дрязг между собой.
Читайте также: Дума - законодательный иструмент Путина
Когда астраханские рыбаки в знак протеста против абсурдного закона, по которому каждый владелец моторной лодки приравнивается к капитану корабля, перекрыли один из каналов волжской дельты, власти не решились их разгонять. Протест прокатился эхом по российской прессе и осложнил судоходство на Волге.
Чем отличаются подавляемые силой акции оппозиции от протестов борющихся за свое существование рыбаков или отстаивающих свое хобби любителей рыбной ловли? Вторые ближе сердцу россиянина. Оппозиционеры могут вызывать симпатию как фактор, раздражающий постылую власть, но их проблемы не близки простому Ивану Ивановичу. Совершенно разные реакции вызвал бы у «среднестатистических» россиян разгон небольшой оппозиционной демонстрации и протестующих астраханских рыбаков: в такой ситуации народ всегда будет на стороне вторых вне зависимости от того, что расскажут СМИ.
Вопросы, которые волнуют большинство россиян — это не Pussy Riot и не Марши миллионов, а реалии будничной жизни: грязные спальные районы, плохо работающая администрация, кривые тротуары и проблемы в госучреждениях. Именно с этими явлениями простым гражданам удается вести все более эффективную борьбу. Когда мы пишем о нашем восточном соседе в контексте противостояния Кремля и его политических противников, мы все больше утрачиваем связь с меняющейся российской действительностью. Но это уже наша, польская проблема. Может быть, стоит иногда оторваться от Москвы и попробовать заглянуть в Россию с черного хода?