Пока в Армении идут бурные обсуждения внутриполитических реалий, в той же Армении довольно молчаливо был подписан армяно-российский меморандум о сотрудничестве с так называемым Евразийским союзом. Согласно этому меморандуму, между Арменией и органом под названием экономическая коллегия Евразийской комиссии (или что-то вроде этого) намечаются определенные договоренности по работам в «евразийском» направлении.
И все это происходит в очень интересный период, когда в Армении вдруг резко накалилась внутриполитическая обстановка. Сразу же стал предметом общественного обсуждения вопрос дальнейшей политической карьеры Раффи Ованнисяна, который после президентских выборов представил заявку на формирование нового народного движения. Этот «евразийский» меморандум был подписан также в условиях нескольких примечательных обстоятельств. Речь идет, во-первых, о прозвучавшем из России заявлении о наличии информации о финансовых махинациях и хищениях со стороны бывших и нынешних высших должностных лиц Армении. Автором заявления была представитель Общественного Совета России по борьбе с коррупцией. А во-вторых, подписание совпало с периодом отставки де-юре правительства Армении.
То есть, Тигран Саркисян подписал «евразийский» меморандум, будучи не премьер-министром, а исполняющим его обязанности. Хотя в Армении немногие сомневаются, что Серж Саргсян вновь назначит Тиграна Саркисяна премьером, тем не менее, де-юре вопрос премьера Армении остается открытым, и Тигран Саркисян – только и.о., что, по меньшей мере, теоретически предполагает, что он может и не быть переназначен. Не исключено, что именно в этом контексте и был подписан этот меморандум, чтобы Москва окончательно выразила свое позволение, дала сигнал на переназначение Тиграна Саркисяна на пост премьер-министра.
Что касается имеющейся в России информации по части армянских высокопоставленных чиновников, то здесь, конечно, наивно было бы утверждать, что эти сведения связаны только с вопросом подписания меморандума - в смысле оказать давление на всякий случай. Этот вопрос имеет намного более широкий и глубокий охват. Нет сомнений, что в зоне этого охвата одним из ключевых моментов стало оказание психологического давления для подписания именно этого меморандума. Но, конечно, более важным вопросом является то, под чем поставлены подписи и какую ответственность на себя взяла Армения?
Документ является всего лишь совокупностью намерений и пожеланий, которая не предполагает какой-либо формальной ответственности. Это с юридической точки зрения. Но эти «намерения и пожелания» могут иметь серьезные морально-политические последствия. Проблема в том, что, хотя Армения и не берет на себя обязательства, тем не менее, в случае реализации выраженных в меморандуме намерений в нашей стране появится серьезный информационно-пропагандистский крен в сторону Евразийского и Таможенного союзов. Это может возыметь серьезное влияние, учитывая наличие среди общественности определенных советско-российских стереотипов, ностальгии, комплекса «единственного друга» и т.д. А это может стать решающим шагом в деле общественной легитимации «евразийской идеи», особенно если учесть, что на политическом поле почти нет сил, практически заинтересованных в легитимации какой-либо альтернативы.
Таким образом, меморандум, кажущийся на первый взгляд политическим компромиссом, которым Армения пытается удовлетворить амбиции и аппетиты России, но не попасть при этом под юридические обязательства, может стать всего лишь поэтапным вариантом пути, ведущего в эти «союзы» – Таможенный и Евразийский. И с расчетом, что через несколько лет это произойдет уже под мощным давлением общественного мнения. Тем более, что ответственность за пропаганду «евразийской» идеи в Армении на себя взяла квазипровластная и псевдооппозиционная, вторая по ресурсу в Армении сила – «Процветающая Армения», а ее руководитель Гагик Царукян является еще и председателем объединения армяно-российских общественных организаций. Именно это объединение взялось за миссию распространения в нашей стране этих «евразийских идей».
Личности, группы, которые озабочены будущим евроинтеграции Армении – для них вызов меморандума состоит именно в этом. Для его преодоления необходимо готовиться к серьезному информационно-пропагандистскому противостоянию, поскольку это «фронт», по-видимому, станет одним из предопределяющих, решающих факторов для перспектив интеграции нашей страны с объединенной Европой.